Журналисты ведущего интернет-портала Екатеринбурга E1.RU посетили лекцию известного публициста, гостя Екатеринбургской епархии иеромонаха Макария (Маркиша) и побеседовали с ним о жизни, интернете и миссионерстве.
Накануне в Духовно-просветительском центре "Царский" жители Екатеринбурга смогли встретиться и поговорить с иеромонахом Макарием (Маркишем) – известным публицистом, автором многочисленных книг жанра "открытый разговор", участником интернет-проекта "Батюшка онлайн" и ведущим миссионерского портала "Священник отвечает".
В ходе выступления прозвучала тема, касающаяся непосредственно взаимоотношений церкви и светского общества. Встреча прошла в довольно непривычной обстановке – в виде диалога-лекции. Все желающие могли написать свои вопросы на бумаге – после чего Макарий зачитывал выборочные и отвечал на них.
Всё, что интересовало пришедших, касалось самых болезненных тем на сегодняшний день: запрет абортов, законов духовной стороны общества, привлечение молодёжи в церковь. Макарий отвечал на все, опираясь на собственные знания и приводя примеры из приходской жизни.
Чтобы всем было проще сориентироваться в теме, в самом начале своего выступления, гость привёл аналогию современных отношений между обществом и религией с басней Крылова "Слон и Моська".
– В данном случае, слон – это наша с вами жизнь, это Россия, церковь, это жизнь верующих других конфессий, общественные силы, организации, структура власти, СМИ. Тогда как Моська – отдельные личности, желающие изменить, исправить, настроить всё на свой лад, – пояснил он. – Однако в нашем мире церковь, отделённая от государства, неотделима от общества.
Публикуем самые интересные высказывания иеромонаха.
О жизни за границей
За границей я прожил достаточно долго, целых 15 лет. Уехал в США в 1985 году, в составе всей своей семьи: бывшей жены и двоих детей, которые были ещё маленькими. Уезжал я навсегда, без надежды на возвращение. Уезжал, ещё не будучи христианином, будучи движимым таким неприятным чувством, как неприязнь к России – в лице Советского Союза. Тем более что 1985 год – это время железного занавеса, когда мы жили в строгой изоляции от зарубежных стран. Правда, буквально с того года начались изменения как в России, так и в Америке. Но если в России эти перемены шли к лучшему, то в Америке – наоборот.
В 1987 году я принял крещение в русской православной церкви, в Бостоне. В скором времени так сложилось, что я развёлся, остался один. Поэтому появилось время учиться – учился заочно, в духовной семинарии в Джорджии. И с этого времени начал осознавать, что все причины, которые привели меня в Штаты, уже позади. Я уже другой – и Россия уже другая. Так что через несколько лет я писал письмо в российское консульство, собирал чемоданы – и ближе к сентябрю 2000 года вернулся обратно в Москву.
О воспитании
Одно дело – слушаться родителей, второе – прислушиваться. Когда младенец ещё находится в материнском чреве, с матерью его связывает пуповина. Материнский организм его полностью питает. В момент его рождения эту пуповину перерезают, и этот младенец начинает дышать и питаться самостоятельно. Но существует вторая пуповина, которая связывает его с семьёй, с материнской душой. И вот к 18 годам эта пуповина делается всё тоньше и тоньше. В 18 лет невидимые ножницы её перерезают – в 18 лет этому юноше или этой девушке мы говорим: "Ты теперь самостоятельная личность. Мы можем тебе помочь советом, деньгами, но ты уже личность независимая".
Существует также третья пуповина, которая не рвётся и не истощается (в нормальных условиях!), а даже, может быть, делается крепче, если мы о ней заботимся. Это пуповина духовной связи, дружбы, любви, заботы, внимания, которая существуют между детьми и их родителями. И о ней нужно заботиться и не давать "ценных указаний". Если мы общаемся с нашими детьми так, что они прислушиваются к нам, тогда эта пуповина укрепляется. Об этой третьей пуповине нужно заботиться до того момента, когда ребёнку стукнет 18, нужно уже начинать готовить их к этому взрослому состоянию.
О запрете абортов
Святейший патриарх подписал петицию о запрете абортов в России – это своего рода такой тактический ход. Об этом говорилось много раз, и люди продолжают об этом говорить: о том, что противодействие убийству детей – дело не столько юридическое, сколько нравственное, духовное и просветительское. Русские люди должны осознать, что убийство ребёнка – это убийство ребёнка, а не какое-то альтернативное мероприятие. Если эта мысль проникнет в сознание людей – победа будет за нами. Однако пока этого не произойдёт… Ещё совсем недавно, года 2–3 назад, возникла подобная идея о том, что нужно подписывать петиции. Она не нашла поддержки у священнослужителей. Сейчас нашла. Всему своё время.
О СМИ
– Влияют ли СМИ на девальвацию нравственности и ценности? Смотря современные ТВ, иногда читая журналы, создаётся впечатление о том, что люди ведут нетрадиционный образ жизни.
– Под "нетрадиционным образом жизни" обычно подразумевается гомосексуализм и половые извращения. Кто-то может сказать, что автомобили – это тоже нетрадиционно. Раньше ведь их не было. У нас почти во всех храмах РПЦ имеется электрическое освещение, во многих греческих – их нет. И многие греки считают, что это – тоже нетрадиционно, что этого надо избегать. Когда мы все подталкиваем под ковёр традиционных-нетрадиционных образов жизни, мы сами себя обманываем.
– Какое будет решение для восстановления в СМИ нравственности? Возможно ли это?
– Информационная война, во время президентских выборов, особенно в 2012 году, была наиболее жёсткая. Сейчас, конечно, меньше. Особенность её очень интересная. Представьте себе обычную войну: мы говорим, что не боимся нашего врага, что он слаб. А выстрелишь – и если пуля не туда полетит, то это "боюсь-не боюсь" исчезнет. А в информационной войне – это не так. Если я имею правильную установку, то этот информационный удар по мне не действует, я вырабатываю противостояние, броню. Достаточно лишь осознать, кто и что, для чего на меня набрасывается, чтобы понять: если я так сделаю, то все так сделают. То есть у нас есть иммунитет.
О законе Яровой "О запрете миссионерской деятельности"
Зачем фантазировать? Вот этим как раз люди и занимаются: сначала выдумывают, а потом на этой выдумке строят суждения. Узнав о том, что в этом законе угрозы никакой нет и никаких практических шагов православное духовенство проявлять не должно, я не стал дальше интересоваться. Очень рекомендую: избегайте вот этой "отсебятины".
После лекции нам удалось поговорить с иеромонахом Макарием: о проекте, о его откликах в обществе, о других священнослужителях.
– Сегодня вы почти ничего не рассказали непосредственно о самом проекте "Батюшка онлайн". Он в вашу жизнь привнёс что-то новое?
– Ситуация следующая: существуют коммерческие соцсети, созданные с целью извлечения наших денег. В них распространены такие явления, как празднословие, всевозможные конфликты. Несколько лет назад была создана некоммерческая сеть и в ней проект "Вопросы батюшке", где я непосредственно и принимаю участие.
– И вам нравится этот проект?
– Я использую связи с людьми. Для того чтобы задать вопрос батюшке, не надо регистрации: задать вопрос и получить ответ может каждый. Этот проект запрограммирован на то, чтобы "вытащить" максимальную пользу из интернета и заблокировать весь тот негатив, который существует в коммерческих соцсетях. Каждый священник ведёт свой собственный диалог. И каждый священник в этом диалоге решает, какой вопрос публиковать, а какой нет. На какой вопрос дать ответ в общем, а на какой в частности, так сказать, ответ личный. В моём диалоге половина вопросов – личные, половина – общие.
– А сколько их всего?
– По-моему, около 50 тысяч. Может, 45, может, 47.
– Почему вы решили принять участие в этом проекте?
– Я буквально с 2000-х годов отвечал и продолжаю отвечать сейчас на вопросы людей, мне это нравится. У меня есть свой сайт, "священникотвечает.рф". Он сделан довольно нетрадиционно: там все вопросы сразу налицо, как большой титульный лист, каждый вопрос имеет свою строчку со своим заголовком. Я продолжаю отвечать на эти вопросы и по материалам этих вопросов-ответов готовлю книги. Именно такая форма интернет-общения ждёт магистральный путь духовенства.
– Там вопросы поинтереснее?
– Совершенно верно, потому что там я их сам сортирую. Если вопросы тривиальные, простые, я их не публикую – зачем? Если что-то интересное, что-то живое, то, конечно. В каждом разделе у меня свои подразделы, со своей группировкой, со своим заголовком.
– Есть ли у вас вопросы, на которые вы не сразу можете найти ответа?
– Да, конечно. Бывают вопросы сложные. Например, цитата из Священного Писания и мнение по этому поводу. Это не то, что ставит в тупик, но заставляет сидеть, разбираться, изучать. В любом случае, священник как член церкви на заданный вопрос должен ответить следующее: "Я не знаю, но я узнаю". И если 20 лет назад это могло потребовать месяц, то сейчас – полчаса или час.
Мария Трапезникова, Артем Устюжанин, E1.RU