Западноевропейское общество больно идеей своей исключительности, которая корнями уходит в идеологию фашизма, заявил член бюро Всемирного русского народного собора (ВРНС), писатель Александр Щипков.
Теория исключительности человека западного мира стала инструментом легализации идей фашизма под другим названием, события на Украине показывают, что в настоящее время скорость процессов по его оправданию нарастает стремительно.
«Западноевропейское общество больно, и, судя по отношению к украинским событиям, больно очень тяжело. А признать это ему сложно. (…) Но нынешний мировой кризис вселяет в этом смысле определённые надежды. Слово „кризис“ по-гречески означает „суд“, и сейчас общество модерна подошло именно к этой исторической точке. Ему предстоит прозрение», — написал А.Щипков в своей статье «Неонацизм и уловки его защитников», опубликованной в Литературной газете.
«Параллельно с мистификацией, дроблением, условным толкованием понятия происходит оправдание и возрождение фашизма как явления. И если ещё не так давно оправдание было более скрытым и подспудным, то теперь процесс перешёл на галоп. События 2014 года на Украине это доказали. Сегодня мы видим, что впервые после 1945 года фашизм, по сути, легализован в сознании европейцев. И это есть историческое поражение современной модели миропорядка, апологеты которой декларируют толерантность», — сказал А.Щипков.
Представитель ВРНС отметил, что одним из самых распространённых мифов является миф о денацификации Германии и покаянии немецкой элиты.
«Победа над Германией в 1945-м не означала, как оказалось, победы над фашизмом. Бывшие нацисты служили в бундесвере, заседали в парламенте, занимали высшие государственные посты. Теперь, когда Германия официально одобрила коричневый по своему существу переворот на Украине, мы понимаем некую абсурдность разговоров о денацификации. Надо открыто признать: правительство Ангелы Меркель в союзе с американскими политическими элитами проводит в международной политике курс на реставрацию нацизма в Восточной Европе и потому мало чем отличается от нацистского, хотя население самих Германии и США пока от этого не страдает», — сказал он.
По его словам, идеология фашизма основана на мифе исключительности, обосновании градации «человеческого материала».
«Корни фашизма уходят в практику колониализма, что также связано со спецификой Нового времени. В политическом плане Адольф Гитлер не придумал ничего нового. Он лишь перенёс методы, которые до него белые колонизаторы применяли на окраинах мира, в центр Европы и применил к евреям, славянам и цыганам. Только после поражения гитлеровской Германии эта практика была формально осуждена. Хотя раньше, когда дело касалось бушменов, конголезцев или китайцев, европейцы вообще ни о чём подобном не задумывались. Мечтая о колониях „от Вислы до Волги“, Германия надеялась сделать поляков и русских европейскими рабами. И что? Кто-то это сильно осуждал? Нет. В агрессивном походе Гитлера участвовало более 20 стран, в основном европейских», — сказал А.Щипков.
Он отметил, что о связи фашизма и социальной системы позднего капитализма свидетельствует не только научный анализ, но и текущая политика.
«Соблюдая интеллектуальную честность, необходимо признать, что нацизм и фашизм — это закономерное продолжение и поздняя форма колониального капитализма», — сказал он.
Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ
Русской Православной Церкви