По благословению митрополита Тульского и Ефремовского Алексия митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл совершил Божественную литургию в Никольском (на Ржавце) храме города Тулы.
История возрождения храма связана с трудами митрополита Тульского и Белевского Серапиона (Фадеева) и архимандрита Кирилла (Наконечного).
История Свято-Никольского (на Ржавце) Храма
Дореволюционный период
В ХVII веке была построена деревянная церковь во имя святителя Николая, в народной памяти уже тогда сохранилось название «Николы на Ржавце». Вместо этого храма в неизвестное время была построена церковь деревянная, во имя Рождества Богородицы с приделом Св. Николая.
Приставка «на Ржавце» возникла, как особливое обозначение этого прихода по отношению к другим храмам Тулы, имеющим престолы в честь святителя Николая Чудотворца.
Связано это с тем, что эта низинная местность когда-то была заболочена. Здесь же протекал ручей Ржавец, названный так по цвету воды: болотные речки зачастую несли, кроме песка и глины, частицы железной руды, придававшие воде красновато-бурый оттенок.
Церковный историк и духовный писатель Павел Иванович Малицкий в своей книге «Приходы и церкви тульской епархии» (1895) говорит об этом так: «приход Богородицерожденственской на Ржавце церкви занимает низменную часть города Тулы, бывшую некогда сплошным болотом, покрытым осокою и тростником, где водилось много дичи».
В 1681 г. вместо этой церкви был поставлен деревянный храм во имя Иоанна Предтечи, купленный готовым у тульского Предтеченского монастыря.
В 1749 г. построили каменную церковь Рождества Богородицы с приделом святителя Николая, а деревянную в 1751 г. продали в село Иван Озеро.
В 1831 г. в храме был устроен второй придел в память Рождества св. Иоанна Предтечи.
В 1895 году при храме начала действовать Церковноприходская школа.
В документах фонда «Тульская духовная консистория» в клировой ведомости о церкви Богородицерождественской, что на Ржавце, за 1911 г. значится, что при церкви вместе с погостом церковным 302 кв. сажени земли.
Здания, принадлежащие церкви: 1) деревянный дом на церковно-причтовой земле для школы и при нём сторожка с сараем, построены в 1894 г. на средства бывшего церковного старосты Н. Г. Крашенинникова; 2) тесовая часовня под железной крышей с тремя храмовыми иконами, находящаяся на углу ограды; ограда вокруг храма деревянная. Церковная школа помещается в доме церковном.
Малицкий упоминает о том, что на рубеже 19 и 20 веков численность прихожан приблизительно равнялась 400 чел. мужского населения и 500 чел. женского населения.
Период 1917-1991 гг.
После революции храм закрывают, но вскоре он передается в аренду Епархии. Храм остался в лоне РПЦ.
В 1930 г. храм был закрыт второй раз.
В 1969 г. церковь признают памятником истории и архитектуры с принятием под охрану государства.
В 80-х годах в храме располагалась обувная фабрика.
В 1991 году здание храма было поставлено на Госохрану в качестве памятника истории и культуры регионального значения.
Период 1991-2000 гг.
В феврале 1991 года Церковь возвратили Тульской епархии.
С этого времени начинается возрождение прихода, активные строительно-реставрационные работы. Это связано с тем, что последние «хозяева» здания храма перед передачей его верующим вывезли с собой всё, что смогли: оконные рамы, двери, даже секции батарей центрального отопления. В здании не осталось ни электропроводки, ни водопровода.
Главные шаги по возрождению церковной общины выпало совершить первому настоятелю храма — священнику Сергию Зуеву.
Необходимо было очистить от огромного количества мусора и здание церкви, и окружающую территорию. Реставрацию храма начало в мае 1991 года малое предприятие «Тульское возрождение». Уже через год состоялось первое богослужение.
Благотворительную помощь храму оказывали Косогорский металлургический завод, завод «Штамп», «Тула-сантехника», НПЦ «Конверсия», «Черметимпекс», «Тула-мебель», «КСЭРТ-банк», другие тульские предприятия.
Также неоценимую помощь оказывали прихожане вновь образованной общины. Значительный вклад в возрождение Свято-Никольского храма (на Ржавце) внесла семья Ивана Васильевича и Зинаиды Ильиничны Худяковых. Благодаря их помощи поставлялся камень, стройматериалы; восстанавливалась электрификация храма, канализационная система и системы водоснабжения; решались различные вопросы земельно-территориального характера.
Второе рождение прихода связано с именем приснопамятного Высокопреосвященнейшего Серапиона (Фадеева), митрополита Тульского и Белевского, положившего в начале 90-х много трудов для созидания верующей общины. Владыка Серапион постоянно интересовался ходом восстановительных работ; заботился о нем, как о любимом детище.
По причине болезни митрополит Серапион не мог совершать богослужения во Всехсвятском кафедральном соборе. Поэтому Никольский храм два-три раза (а иногда и чаще) в неделю наполнялся благолепием архиерейской службы.
В этот период совершается возведение разрушенной колокольни. В 1996 году трудами архимандрита Кирилла (Наконечного) ее строительство заканчивается, на звоннице устанавливаются колокола. При его настоятельстве поставлены и три иконостаса.
Тогда же, в середине 90-х, при церкви начала работать воскресная школа — одна из первых в Туле; созданы два церковных хора.
В этот период при храме действует школа золотого шитья.
Период 2000 -2013 гг.
В 2000 году настоятелем храма был назначен протоиерей Сергий Крючков.
Продолжалась реконструкция здания, средства на которую жертвовали верующие — кто сколько может.
Значительный вклад в дело благоукрашения храма внесла Татьяна Павловна Бочарова. Прихожанкой храма была ее покойная мама. В память о ней Татьяна Павловна и начала помогать церкви. Благодаря ее пожертвованиям в храме появились полы из мраморной плитки, красивые киоты для икон, благоустраивалась окружающая территория.
Тогда же, по благословлению Высокопреосвященнейшего Алексия (Кутепова) Архиепископа Тульского и Белевского в 2004 году, на ее пожертвования храм украшен настенной росписью. За образец мастера взяли фрески XVI — XV веков работы Дионисия и Андрея Рублева.
В 2007 году при храме начала работать просфорня. Женщины, пекущие просфоры, прошли обучение в Шамордино и Оптиной пустыни.
В декабре 2011 года настоятелем храма назначен протоиерей Игорь Корейша.