В Миссионерском институте Екатеринбургской епархии состоялось очередное заседание Богословского клуба. Темой встречи стал смысл жизни. Мероприятие возглавил преподаватель вуза и ведущий ТК «Союз» Константин Владиленович Корепанов. Предлагаем рассказ о прошедшем событии студентки 3-го курса Марины Мельниковой.
Обсуждение началось со структурированного и аргументированного представления заявленной темы в докладе студента 3-его курса Ильи Гринкевича.
Илья Генрихович оформил свои рассуждения о смысле жизни в виде лаконичной схемы, каждый поворот которой он, как будущий миссионер, объяснил простым и понятным языком. Он выразил следующую мысль: если ценность только в материи, то после того как её оставляет жизнь, материя должна уйти в небытие. Но абсурдно допустить, что смертная материя для этого создана, и совершенно очевидно, что в вечность должна переходить сама жизнь, а не то, что тленно. Материя есть царство смерти; погружая себя только в неё, человек выбирает смерть. Она, как и всё созданное, конечно, нужна, но только не в первую очередь.
По словам Ильи Генриховича, материя является естественным ограничителем для не вошедших в волю Бога. Благодаря характерной для нее инерции, материя позволяет человеку изменять принятые решения, передумывать, исправлять ошибки, каяться.
Далее была представлена картина мира в понимании христианина. Бог создал мир, чтобы подарить благо, Он излучает любовь, творит мир, чтобы всё в нём жило, отдавая себя другим. Любовь – это состояние субъекта отдающего; полная самоотдача – это полнота любви. При этом любовь – это волевая категория (поступок), а не чувство.
На другом полюсе обратная категория воли – жизнь исключительно для себя. Именно так характеризуется понятие «зло». Когда энергия не отдаётся, она изымается, и царствует смерть (хищник ест жертву, поставленный управлять упивается властью и т.п.). Любить человек может, только пока он в общении с Богом.
Цель и смысл жизни для христианина — понятия тождественные, нужно принять решение быть с Богом, стремиться к согласию с Ним, к примирению с Ним, к жизни с непрестанной памятью о Нём. Смысл всей земной жизни — непрестанно отвечать на вопрос: «любишь ли ты Меня?». Как Бог распялся за всё человечество, так и каждый христианин, выбирающий Христа, призван распинаться за каждого вместе с Ним.
Испытания как неотъемлемая часть духовного пути нужны самому человеку, а не его Создателю. Бог знает, кому сколько надо потерпеть, чтобы человек смог преобразиться. Так, испытания Иова закончились, когда он помолился об искушающих его.
Константин Владиленович, говоря о смысле жизни, определяет его как обретение Бога, общение с Ним. Хотя полнота Богообщения как цель недостижима, она является и модусом и целью христианской жизни. Приобщение и общение – это одно и то же: «Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: "Авва, Отче!"».
Стяжание Духа Святаго, о котором говорит преподобный Серафим Саровский, это и есть приобщение к Богу. Если нет такого общения, то всё, что человек говорит, есть ложь, и слова его несут смерть, так как не имеют в себе жизни.
Бог всегда с человеком, пока он не лукавит, не ищет своего. Содержание заповедей Ветхого и Нового Завета можно изложить в двух заповедях любви, данных Христом: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всем разумом твоим. Вторая подобная ей – возлюби ближнего своего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет.» (Мф.22:37-40, Мк.12:29-31). И еще одно данное Господом руководство: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф.7:12) .
Самое непростое в Богообщении — это когда Бог человеку говорит то, что ему не хочется слышать, направляет его туда, куда он не хочет идти – именно в такие моменты христианин, памятуя о смысле своей жизни, отвечает на вопрос, «Любишь ли ты Меня?». И при этом, надо помнить: «и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два» (Мф 5:41).
Испытание даруется по любви, и не каждый его достоин: «Иже на всякое время и на всякий час на Небеси и на земли покланяемый и славимый, Христе, Боже, Долготерпеливе, Многомилостиве, Многоблагоутробне, Иже праведныя любяй и грешныя милуяй, Иже вся зовый ко спасению, обещания ради будущих благ».
Таким образом, целью и смыслом жизни является непрестанная память о Боге, молитвенное общение с Ним, стяжание Духа Святаго (приобщение к Богу), стремление к праведности и готовность откликнуться на призыв Бога.