По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

9 ноября 2015

Слово митрополита Кирилла на Всемирном Русском Народном Соборе 9 ноября

9 ноября 2015 года митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл выступил с докладом на секции XIХ Всемирного Русского Народного Собора «Украина и Россия: исторические духовно-культурные связи». 

ЕДИНСТВО В ВОЗРАСТАНИИ СИЛЫ ДУХА И ВЕРНОСТИ

Слово на секции XIX Всемирного Русского Народного Собора «Россия и Украина: исторические культурно-духовные связи»

— Уважаемые участники секции, посвященной осмыслению духовно-исторических связей двух братских народов, проживающих в политически разных странах – России и Украины – но едином духовном поле, посеянном трудами святого великого равноапостольного князя Владимира, тысячелетие кончины которого мы воспоминаем в этом юбилейном году. Времена князя Владимира знали случаи братоубийства, не было невероятным, если единокровные враждовали за наследство и раздирали войнами собранную стараниями предков страну, но уверен, что даже в те суровые времена было невозможно, чтобы братья враждовали настолько сильно, что отрицали сам факт родства. К сожалению, то духовное наследство, которое оставил нам равноапостольный князь, которое десять веков наши благочестивые предки старались крепить и преумножать, мы за последние несколько лет потратили так сильно, что кое-где единство наших народов стало лишь теорией.

Я думаю, сегодня мы с разных сторон будем смотреть на духовные связи Великой и Малой Руси и высвечивать точки соприкосновения. Со своей стороны я бы предложил обратить внимание на одну тоненькую, но очень важную книжицу, где есть множество ответов на поставленный вопрос сегодняшнего собрания. Книга эта – церковный календарь Русской Православной Церкви. Обратим внимание хотя бы на два дня – сегодняшний и завтрашний. В списке святых, чтимых Святой Церковью в сегодняшний день, мы читаем имя преподобного Нестора Летописца, монаха Киево-Печерского монастыря, оставившего нам свой известный труд, начинающийся словами: «Вот повести минувших лет, откуда пошла Русская земля, кто в Киеве стал первым княжить и как возникла русская земля». И в этом самом первом дошедшем до нас письменном историческом памятнике, посвященном истокам нашего общего Отечества, мы слышим названия городов: Киев, Ростов, Ладога, Смоленск, Новгород, Любеч, Полоцк… Читая летопись преподобного Нестора хочется плакать от осознания того, что эти города перестали творить своими именами общую историю.

Завтра память еще одного киевлянина – святителя Димитрия Ростовского. Святой, чьему перу принадлежит фундаментальный многотомный труд – Четьи-Минеи, состоящий из полного цикла житий святых на каждый день года. Это произведение не одно столетие было самым любимым чтением русского народа. Родился он в Речи Посполитой в тот самый 1651 год, в который гетман Богдан Хмельницкий направил царю Алексию Михайловичу письмо с просьбой принять его под свою власть и воссоединить все русские земли. В этот же год митрополит Коринфский Иоасаф вдохновил Богдана Хмельницкого на новый этап освободительной войны и препоясал его мечом, освященным на гробе Господнем в Иерусалиме. Восстание Запорожской Сечи началось со слов Богдана Хмельницкого: "Хватит нам терпеть этих ляхов, давайте соберем раду и будем защищать церковь Православную и Землю Русскую!" Родившись в Речи Посполитой, возрастая в Московском Царстве, а умирая в Российской Империи, святитель Димитрий Ростовский всегда был своим, родным, почитаемым, любимым, как в Киеве, так и в Ростове и на всем пространстве великого русского мира, по которому иногда прочерчиваются границы возникающих и исчезающих государств, но который всегда присутствует в силе духа и верности православию, принесенного на наши святые земли святым равноапостольным великим князем Владимиром.

Проходят столетия, а церковный календарь только пополняется святыми, которые не теорией, а всей своей подлинной и сердечной жизнью связывают Россию и Украину не только общей историей и культурой, а самым главным фактором подлинного единства – единством во Христе, общим гражданством Небесного Царства.

Но при всем обилии имен святых в нашем календаре, святость является все же штучным явлением. Не каждый из наших современников имеет не то что опыт святости, а даже начальный опыт богообщения. Но любовь к Отечеству, патриотизм, как стержень национального самосознания, облекается в формы практически религиозные. Гимн есть гражданская молитва, национальные символы вызывают почтение, сходное с религиозным благоговением. А писатели-патриоты занимают в этой схеме место святых отцов. Поэтому так важно осознать степень ответственности за написанное слово о любви к Родине и к своей земле. Оно должно быть сильным и созидательным, полным искреннего подвижнического чувства, подобно тому, как из опыта своей жизни писались святоотеческие творения. Путь святых отцов – это царский, срединный путь. В нём очень важно не уклоняться ни в какую из крайностей. Как в религиозной литературе отход от этого принципа грозит впадением в прелесть и радикализмом, так и в писательском слове, отход от правды грозит нетерпимостью, враждой.

Я очень рад видеть в этом зале людей, кто составляет славу современной правдивой, искренней, подлинной высокой литературы. Кто подобно нашим древним святым отцам может творить так, чтобы плод их пера был востребован не только современниками, но составлял литературную сокровищницу для многих поколений наших потомков. Как говорил преподобный Сергий Радонежский: «Любовью и единением спасемся». Пусть эти слова будут вдохновляющей силой нашей благого сегодняшнего начинания.

 

Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл.

9 ноября 2015 года, город Москва.