По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

1 ноября 2015

Слово митрополита Кирилла перед мощами святого Крестителя Руси

1 ноября 2015 года, по совершении Божественной литургии в Ново-Тихвинском Александро-Невском монастыре, перед мощами святого равноапостольного князя Владимира, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл обратился к верующим с архипастырским словом.

Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл:

Господь нам дал утешение прикоснуться сегодня к мощам отца русской нации, святого равноапостольного князя Владимира Красное Солнышко в храме святого благоверного Александра Невского – его потомка в седьмом поколении.

Как известно, Александр Невский одержал победу в Невской битве в день памяти равноапостольного князя Владимира 15 июля 1240 года. И для нас сегодня очень показательно, что мы находимся именно здесь в Александро-Невском соборе с мощами князя Владимира и князя Александра, связанных единой семейной линией.

Один человек когда-то сказал, что мы забываем обращать внимание на семью Рюриковичей. А это самая святая семья за всю человеческую историю. В роду Рюриковичей столько святых, сколько не прославлено ни в одной другой семье. Из поколения в поколение эта семья давала святых мужей и жен, образы которых и память о которых мы храним и по сей день в нашей святой Церкви.

И вот один из таких родоначальных Рюриковичей — равноапостольный князь Владимир, особенно в наше время являет собой  образ для  подражания. Потому что он был человеком, исконно принадлежащим своему народу. Не властвующим, а управляющим во благо и во спасение своего народа.

Чем отличаются правители времён Александра Невского или князя Владимира от сегодняшнего времени? А элементарно: они любили свой народ, они жертвовали своей личной жизнью ради того, чтобы людям жилось спокойно, в доброте, мире, согласии и без войн. Можно привести множество примеров, в которых наше нетерпимое общество осудит того же Александра Невского, или Михаила Черниговского, или Михаила Тверского, или Федора Смоленского и Ярославского. Осудит, потому что привыкли не рассуждать, а осуждать направо и налево.

И память об этих людях сегодня является для нас укором, потому что они жертвовали собой, своей жизнью, своей честью, своим добрым именем ради того, чтобы сохранить свой народ. А если мы посмотрим, кто и как сейчас думает о своем народе, что мы скажем? Далеко ходить не будем, а посмотрим сами на себя. Мы жертвуем собой ради своего народа? А вообще понятие своего народа в нас сохранилось? А слово «русский» для кого-то что-то значит? А православие является нашей главной святыней и нашим главным достоянием? Если каждый непредвзято заглянет в свою душу, то увидит множество всего, но не эти качества. И это наша беда.

И сегодня князь Владимир своим благодатным отеческим словом и своими святыми мощами призывает нас вернуться к нашим отеческим путям, истине нашего народа, нашей святой Церкви. Разве ни огнем и мечом создавалась Русская земля? Разве золотой телец являлся когда-нибудь смыслом существования нашего народа? Разве грех был положен в основу нашей идеологии?

Пусть каждый сам себе ответит на эти вопросы и попробует поставить себя перед Богом. Что мы будем делать, когда придётся давать ответ Господу нашему по окончании этого земного пребывания и переходе в вечность? Мы каемся в чем угодно, но только не в том, что мы никого не любим, никого не уважаем, никого не чтим. Что мы бросили заветы предков, бросили русскую культуру, русскую историю. Мы попрали своим безразличием русский дух – великий, победоносный, православный. Надо понимать, что мы страдаем не потому, что цены на нефть упали и не потому, что наша страна обложена санкциями, а потому, что мы сами себя повергли ниц и ввергли в эти санкции с духовной точки зрения. Потому что мы обнищали духом, но совершенно не по-Евангельски, а по-человечески. И если мы не будем ничего менять в своей жизни, то все великолепие этих храмов, а, может быть, даже чьи-то дома и квартиры будут заняты другими людьми. И наша нация исчезнет с лица Земли, как исчезали другие большие и малые народы, потому что теряли связь с Богом, с поколениями. Сегодня и мы эту связь стремительно утрачиваем.

Буквально через несколько дней, 4 ноября мы празднуем день Казанской иконы Божией Матери, он же День народного единства. Мы, православные люди, должны показать, что мы едины в этом городе зачастую антихристианском, а не просто нерелигиозном. Мы должны держаться друг друга с твёрдой верой в то, что мы, если мы с Богом, то мы непобедимы. Мы должны в День народного единства каким-то образом показать, что мы народ. Что мы не будем доверчиво слушать то, что нам говорят с экранов телевизора, плакатов или интернета. А мы те, кто живёт духом, и кто слова сопоставляет с делами, а слова, сказанные впустую, отвергает.

Вот и сегодня равноапостольный князь Владимир призывает нас вернуться к нашей исконно русской православной жизни, той вере и тому благочестию, которые были присущи лично ему и его последователям. Потому что христианство, которое он принес и дал нашему народу – они пришло не только словом, но и делом, и образом жизни. И для нас именно оно является нашим главным богатством.

Поэтому сегодня большой праздник, радостное и благодатное событие. И в этот день мы желаем укрепления мощи нашей страны. Но прежде всего – укрепления в духе и истине той православной веры, в которой мы рождены, крещены и в которой надеемся, что войдём в вечную жизнь и будем давать Господу Богу, Творцу нашему ответ за то, как мы прожили свою земную жизнь.