По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

23 октября 2015

Студенты православного Миссионерского института Екатеринбурга благодаря искусству кино знакомятся с культурой стран других вероисповеданий

18  октября 2015 года в киноклубе екатеринбургского Миссионерского института состоялся просмотр фильма «Весна, лето, осень, зима… и снова весна» совместного производства Германии и Южной Кореи. Фильм создан в 2003 году режиссёром Ким Ки Дук. После просмотра зрители поделились мнением о киноленте.

С первых кадров фильм приковал внимание зрителей завораживающими картинами. Действие разворачивается на фоне ярких видов богатой красками весенней природы: водная гладь небольшого озера, в котором отражаются небо, плакучие ветви деревьев. Бесшумно снующая рыба. Тихо шуршащие среди каменистых гор змеи. А в самом центре озера — слегка покачивающаяся пагода буддийского монаха-отшельника, воспитывающего маленького мальчика.

Монах немногословен. Находясь в состоянии постоянной молитвы, он своеобразно влияет на своего ученика. В соответствие с принципами древней восточной педагогики, выработанной учителями-буддистами, монах организовывает  воспитание, опираясь на результаты постоянного наблюдения за учеником. Подметив в характере ученика бессмысленную жестокость, страстность, похотливость,  учитель не стремится пресечь его действия, его воспитание носит не авторитарный, а рекомендательный характер. Мудрый монах предвидит тяжёлую судьбу своего воспитанника. Для наглядности он привязывает мальчику на спину камень и заставляет его в таком состоянии исправлять сделанные ошибки.

Но нерадивый ученик сбегает в мир, где совершает страшное преступление – убивает изменившую ему жену.  Монах узнаёт об этом  из  газеты, случайно попавшей в его жилище. 
Он тут же приступает к молитве 
и ученик возвращается.  Места, где прошло детство, не приносят ему успокоения: он вынужден скрываться от полицейских. Еще больнее он переживает измену жены.

Старый учитель задает ему главный вопрос: «Ты что, не знал, что мир лежит во зле?»  и по всей строгости подвергает ученика физическому наказанию. Но перед тем, как передать ученика полицейским, для очищения от совершенного греха учитель  заставляет его вырезать покаянный текст, составленный из иероглифов.

Отбыв заслуженное наказание в местах лишения свободы, ученик находит на острове только останки старого учителя.  Вспомнив полученные уроки, он привязывает к себе тяжёлый камень и забирается на гору со статуей Будды, которую устанавливает на самой вершине. Бесстрастное лицо божества обращено к озеру, на котором покачивается пагода старого учителя.   

Ученик понимает, что он не в силах самостоятельно что-то изменить и следует опыту предшественника. Он остается в том же жилище, так же молится. Его окружает постоянно меняющаяся прекрасная, но равнодушная к нему природа.  Словно по молитве ушедшего в иной мир учителя, у повзрослевшего ученика появляется воспитанник – мальчик, подброшенный незнакомой женщиной, которая, убегая от оставленного сына по зимнему льду, гибнет в проруби.

И вновь весна… На фоне старой пагоды, окружённой тихо плещущейся водой и цветущими деревьями, резвится  бессмысленно жестокий ребёнок, за  которым горьким взглядом следит прошедший все круги земного ада стареющий ученик… 

После просмотра фильма руководитель киноклуба Миссионерского института пояснил собравшимся смысл фильма.

Андрей Зайнуров, руководитель киноклуба Миссионерского института города Екатеринбурга:

 — В основе мировоззрения буддизма – взгляд на мир, как на «юдоль страдания». Человек в буддизме не имеет души, поэтому не стремится изменить несовершенный порядок бытия. Он верит, что жизнь – это иллюзия, и не стоит тратить её на погоню за сиюминутными удовольствиями, для чего необходимо достичь бесстрастия. Идеал для буддиста – это достижение нирваны и перевоплощение в следующей жизни. 
Мы, христиане, знаем, что человек послан в мир Богом для того, чтобы, пройдя земной жизненный путь, он смог изменить себя, побороть свою греховную природу  и стать достойным Царства Небесного. Поэтому у нас иная система воспитания, педагог более авторитарен, он обязан вовремя пресечь действия воспитанника, если его действия могут привести к трагедии. 

В дискуссии участники киноклуба сошлись во мнении, что миссионеры должны знакомиться с культурой стран, в коротрых распространены другие вероисповедания, чтобы понять самого себя, найти свое место в мире и помочь другим людям.