По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

22 октября 2015

Рассказ о судьбе честных останков святого равноапостольного князя Владимира накануне прибытия святыни в Екатеринбург

В рамках всероссийского празднования 1000-летия преставления крестителя Руси – князя Владимира и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ковчег с мощами равноапостольного князя Владимира будет принесен в города России и Белоруссии для поклонения верующих.

29 октября 2015 года мощи равноапостольного князя Владимира, Крестителя Руси, пребывают в Екатеринбургскую митрополию. В Екатеринбурге приложиться к святыне можно будет 31 октября и 1 ноября в Александро-Невском Ново-Тихвинском женском монастыре. Накануне принесения святыни на Уральскую землю вниманию читателей предлагается научная статья Дениса Валерьевича Пежемского, сотрудника Научно-исследовательского института и музея антропологии им. Д.Н.Анучина, о том, какие непростые исторические события предшествовали обретению мощей Крестителя Руси, святого равноапостольного князя Владимира.

Судьба честных останков святого равноапостольного князя Владимира

Жизненный путь святого Равноапостольного князя Владимира завершился 15 июля 1015 г. в Берестове. На следующий день «възложьше и на сани везъше поставиша и въ стеи Бцы юже бе създалъ самъ… и вложиша и в корсту мороморяну схраниша тело его с плачем блжнаго князя». Таким образом, мы узнаем, что упокоился он под сводами Десятинной церкви в Киеве, где тело его было положено в мраморный саркофаг. Точнее – в один из двух мраморных саркофагов, которые видели во время захвата Киева воины Болеслава Храброго в 1018 г. Во втором саркофаге почивали останки его жены, великой княгини Анны Византийской, умершей несколькими годами ранее. Как писал немецкий хронист Титмар Мерзебургский, «Он умер, будучи уже в немощной старости и долго правив упомянутым королевством, и похоронен в большом городе Киеве… рядом с упомянутой своей супругой; саркофаги их стоят на виду посреди храма». Это ценнейшее сообщение позволяет утверждать, что Владимир Святой был похоронен точно так же как и его сын Ярослав Мудрый в Софийском соборе сорока годами позднее, то есть в каменном гробе, стоящем «над спудом».

Считается, что со времен монгольского нашествия и разгрома Киева в 1240 г. все погребения Десятинного храма находились под его руинами, которые только в 1635 г. митрополит Киевский и Галицкий Петр (Могила) «приказал… выкопать из мрака подземного и открыть к свету дневному». В ходе этих работ, уже в следующем году, он приказал разрыть одно из углублений (провал?), в котором открылись два мраморных саркофага. Один из них был идентифицирован как гроб Св. Равноапостольного князя, из которого митрополит Петр изъял главу. В конце XVIII в. Самуил Миславский повествует о ней так: «Обретенная в церкве десятинной Преосвященным Митрополитом Киевским Петром Могилою 1636 году, следующим случаем; имея помянутый Митрополит обыкновение посещать святые храмы каждую субботу, в некое время пошел он в церковь Святителя Николая, оставшуюся по разорении батыевом от великия называемыя десятинныя церкви, где отправив обычную свою молитву, и по выходе из оной обозревая окружности ея, увидел нечаянно в недальнем разстоянии от оной церкви небольшую в земле яму, и любопытствуя приказал глубше оное место разрыть. По исполнении сего найдены два мраморные гробы, в которых, по свидетельству положенных на них надписей лежали кости святаго Князя Владимира, и супруги его Греческия Царевны Анны. По открытии гроба св. Владимира помянутый Митрополит взял в воспоминание будущим родам Великого онаго Князя главу, которую сперва положил в церкве Преображения Господня, им же Св. Владимиром по свидетельству Летописцев сооруженной, состоящей ныне внутрь крепости печерской, близ северных врат Лаврских. По том того же года для безопаснейшего ея хранения положил в великой Киевопечерской церкве где и по ныне сие дражайшее хранится сокровище». То же самое можно прочесть и в статье 1825 г., повествующей о первых археологических раскопках Десятинного храма.

В Киевском Синопсисе 1680 г. читаем: «Глава его ныне в святой великой чудотворной Лавре Печерской Киевской предлагаема в велицей Успения пресвятые Богородицы церкве бывает в день памяти его всем и в прочие дни, егда кто желает, к лобзанию».

Через столетие глава Владимира Святого также находилась в Успенском соборе, как об этом свидетельствует всё тот же Самуил Миславский: «О Мощах святых в Лавре, в соборной церкве обретающихся… Глава святаго равноапостольного Князя Владимира».

В конце XIX в. глава Св. князя Владимира находилась в специальной раке и над ней располагалась живописная икона, его изображающая «греческого стиля, на кипарисе». В настоящее время судьба честной главы (черепа) Владимира Святого, найденной митрополитом Петром, доподлинно неизвестна. Сведения о её передаче в советское время в Ленинград для антропологической экспертизы, скорее всего, не верны.

Каменные саркофаги Десятинного Богородичного храма обнаруживались практически при всех археологических раскопках его руин – и в 1824-м, и в 1826-м, и 1908-м и в 1918-м гг. (исключением являются исследования 1938–1939 гг. и новейшие раскопки 2005–2010 гг.). Находились среди них и те, что идентифицировались авторами раскопок с погребением Владимира Святого. Однако позднейшие находки, судя по сохранившимся описаниям, не могут претендовать на места упокоения Равноапостольного князя. Только свидетельство середины XVIII в., когда в ходе строительных работ, инициированных княгиней Долгорукой, были случайно открыты два саркофага в юго-западной части развалин храма, может быть соотнесено с тем, что увидел и митрополит Петр в 1636 г. Изучением вопроса о мраморных саркофагах Десятинной церкви много занимался М.К. Каргер, склонившийся к тому, что к XIX веку саркофаги князя Владимира и царевны Анны были уже разрушены. В 1640 г. митрополит Петр отправил в Москву к Михаилу Федоровичу своих посланников, «уведомляя об открытии мощей святого князя Владимира в Десятинной церкви и посылая царю часть от этих мощей и два резных креста собственного рукоделия, усердно молил его устроить раку для новооткрытых мощей, которые предполагал перенести после Пасхи из Десятинной церкви в Софийский собор…». Часть честных мощей Владимира Святого, переданная в дар русскому царю Михаилу, упоминается в описях Образной палаты Московского кремля 1669 г. и кремлевского Успенского собора 1701 г., где она и почиталась вплоть до 1918 г. В 1893 г. контекст её почитания описывался так: «В Петропавловском приделе находятся в особых ковчегах разные частицы святых мощей, как то: правая рука и локоть апостола Андрея Первозванного, глава Григория Богослова, глава Иоанна Златоуста, глава мученика Авксентия, части мощей Иоанна Крестителя, Георгия Великомученика, князя Владимира, часть мощей Преподобного Сергия и проч.» и в подстрочнике: «Все эти мощи находятся в противоположной от мощей св. Петра стене в нарочно для них сделанной раке». К сожалению, в подробнейшем описании Успенского собора А.Ф. Малиновского, относящемся к началу XIX века, где также перечислено большинство этих святынь, сказано лаконично «…и некоторых российских святых», без специального указания на частицу мощей святого Владимира.

Весь советский период и до недавнего времени святыня хранилась в фондах Музеев Московского Кремля. В 2010 г. мощи в оригинальном ковчежце были торжественно переданы в Кафедральный соборный храм Христа Спасителя в Москве.