3 октября 2015 года в конференц-зале Духовно-просветительского центра Екатеринбургской епархии состоялось открытие научно-просветительской конференции: «Любовь выше закона», посвящённой причащению Святых Христовых Тайн.
Конференция проводится по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Её тема: «Любовь выше закона»: различия подготовки к Евхаристии жителей мегаполисов, небольших городов и сельской местности».
В качестве почётных гостей участие в мероприятии приняли:
— митрополит Курский и Рыльский Герман;
— епископ Нижнетагильский и Серовский Иннокентий;
— епископ Манхэттенский (РПЦЗ), викарий Восточно-Американской епархии Николай;
— епископ Каменский и Алапаевский Мефодий.
Конференц-зал духовно-просветительского центра Епархиального управления не мог вместить всех желающих. Многие заняли места в холле. Благодаря акустической системе, захватывающей внешнее пространство, доклады современных богословов могли слышать и те, кто находился вне зала.
Известные в России и за рубежом ученые-богословы подготовили доклады о различных аспектах, сложностях и нюансах таинства:
— Протоиерей Афанасий Гикас, профессор кафедры пастырского и социального богословия богословского факультета Университета имени Аристотеля в Салониках — самого крупного академического учреждения в Греции и в целом на Балканах. Преподает пастырское богословие, психологию исповеди и пастырскую психологию. Тема выступления: «Духовные заметки о Таинстве Божественной Евхаристии».
— Протоиерей Валентин Асмус, настоятель храма в честь Покрова Божией Матери в Красном Селе г. Москвы; доктор богословия, профессор Православного Свято- Тихоновского гуманитарного университета, доцент Московской Духовной Академии и семинарии, один из крупнейших русских ученых в области богословия, истории Церкви, патрологии, византологии. Член комиссии по вопросам богословия Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. Тема выступления: «Православное и лютеранское учение об Евхаристии».
— Протоиерей Вадим Леонов, кандидат богословия, доцент Православного Свято- Тихоновского гуманитарного университета и Сретенской духовной семинарии, автор нескольких богословских книг, а также ряда публикаций на догматические, литургические и другие темы.Тема выступления: «Прецедент как аргумент в литургике и богословии».
— Иерей Михаил Желтов, литургист, кандидат богословия, заведующий кафедрой Церковно-практических наук Общецерковной аспирантуры и докторантуры, заведующий кафедрой литургики Сретенской духовной семинарии, доцент Московской Духовной Академии, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, Синодальной Библейско-богословской комиссии и Синодальной Богослужебной комиссии Русской Православной Церкви. Тема выступления: «Правило ко Святому Причащению».
— Иерей Михаил Асмус, преподаватель Свято-Тихоновского гуманитарного университета, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном Селе г. Москвы, сотрудник Отдела внешних церковных связей. Тема выступления: «Евхаристия и поминовение».
— Сухова Наталия Юрьевна, доктор исторических наук, доктор церковной истории, профессор кафедры истории Русской Православной Церкви богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, научный руководитель Центра истории богословия и богословского образования Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Лауреат Макариевской премии. Тема выступления: «Богословие Евхаристии в трудах и жизни архимандрита Киприана (Керна)».
— Афанасий Георгиевич Зоитакис, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Церкви исторического факультета Московского государственного университета им. Ломоносова, заместитель главного редактора издательского дома «Святая Гора». Автор монографий о святом равноапостольном Косме Этолийском. Тема выступления: «Евхаристия и Божественная Литургия в учении участников «филокалического возрождения ».
Открыл встречу архипастырским приветственным словом митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл.
— Ваши Преосвященства! Уважаемые гости! Дорогие отцы, братья и сестры!Молитва и богослужение, в особенности Святая Евхаристия являются средоточием нашей христианской жизни. Мировые катаклизмы в виде мировых воин, революций, гонений и прочих бед XX в. актуализировали вопрос: «А в чем заключается сердцевина церковной жизни?» И сама Церковь, в разных концах земного шара еще глубже восприняла слова апостола Павла о Церкви как Теле Христовом. Таким образом, XX век стал временем евхаристического возрождения. Об этом еще до событий 1917 года писал праведный Иоанн Кронштадтский, приложивший немало усилий для того, чтобы таинство Благодарения теснее коснулось каждого. «Божественная литургия есть поистине небесное, на земле, служение, во время которого Сам Бог особенным, ближайшим, теснейшим образом присутствует и пребывает с людьми, будучи Сам невидимым Священнодействователем, приносящим и приносимым. Нет ничего на земле святее, выше, величественнее, торжественнее, животворнее литургии!» — писал всероссийский батюшка. Но особенно сильна и очевидна для каждого стала Евхаристия как стержень церковной жизни в период гонений. В то время, когда практически разрушена и уничтожена церковная организация, всякая внешняя система, Таинство Святого Возношения не прекращало совершаться в тайге, в ссылках, в лагерях, открыто и тайно. Всё в условиях когда завтра каждый мог быть расстрелян теряло смысл, кроме таинственного соединения с Самим Христом, ради которого верные Богу люди были готовы вновь и вновь претерпевать страдания и вновь и вновь не смотря ни на что совершать Божественную литургию. Это касалось не только тех, кто оказался в лагерях, или ссылках, но и тех, кто всеми силами сопротивлялся закрытию храмов, участвовал в нелегальной церковной жизни. Это возвращение к евангельским корням, соделование своей жизни благодарением Богу за Его спасительное Пришествие в мир и спасение человека, и есть главный смысл новозаветного бытия, которое не мыслится без соединения своей жизни со Христом. В наше непростое время, когда внешняя свобода дает свои вызовы, очень важно за ней не потерять то самое главное в церковной жизни, ее сердцевину — Евхаристию. Потому что все в Церкви тесно связано с именно с литургической жизнью, и является ее продолжением. «Наше учение согласно с Евхаристией и Евхаристия с учением», — писал в III веке свт. Ириней Лионский. Однако в нашей церковной жизни не мало есть проблем в отношении к Святому Причастию, разного рода крайностей, непонимания сути таинственного соединения со Христом. Эти и другие проблемы нашей жизни мы с вами и призваны обсудить на нашей конференции, которая посвящена таинству причащения Тела и Крови Господней. Совсем недавно положение «Об участии верных в Евхаристии» одобрено на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви, прошедшем 2-3 февраля 2015 года в Храме Христа Спасителя в Москве. Принятый документ фиксирует в основном практику современной жизни Русской Церкви. Одна из важных тем документа — индивидуальный подход к каждому человеку, учет различных сторон, и прежде всего — пастырское отношение к подготовке к участию в Таинстве Таинств.
«Ядущий и пиющий без рассуждения – в суд себе яст и пиет» (1 Кор. 11, 29) – пишет апостол Павел. Однако, рассуждая об таинстве святого Причащения, мы по завету многих святых подвижников должны сохранять благоговейное отношение к Таинству, не забывая, что в нем мы причащаемся истинному Телу и истинной Крови Христа Бога Нашего.
Наша конференция имеет две части – теоретическую и практическую, потому что нельзя говорить об Евхаристии только теоретически, очень важно жить ей. Поэтому сегодня мы обсуждаем с Вами тему святой Евхаристии здесь в зале, а завтра все верные приглашаются к участию в святой Литургии в Храме на Крови.
Желаю всем участникам конференции плодотворной работы. Хочется, чтобы полученные знания не только остались в нашей памяти, но и стали частью нашей жизни. Божие благословение да пребывает со всеми нами.
По завершении мероприятия участники отправятся на Всенощное бдение в Храм-на-Крови, где в настоящее время находится величайшая святыня русского зарубежья — икона Божией Матери Курская-Коренная «Знамение», прибывшая в Екатеринбург из Нью-Йорка.