Прибывший в Екатеринбург Блаженнейший Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II – личность уникальная. Его приезд в наш город – событие не только для Урала, но и для всей России. Не удивительно, что по прибытии Блаженнейшего в аэропорт Кольцово, журналисты атаковали его вопросами. Мы надеемся, что ещё получим возможность услышать их уст Африканского Патриарха рассказ о жизни православных на вверенной ему Богом земле. А пока приглашаем вас обратить внимание на труд наших предшественников – коллег с радиостанции Голос России, записавших интервью с Патриархом Феодором два года назад.
В России, Украине и Белоруссии завершились торжества, посвященные 1025-летию Крещения Руси. Отметить важную дату в пределы Русской Православной Церкви Предстоятели и представители всех Поместных Православных Церквей. Среди высоких гостей был Блаженнейший Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II. Своими впечатлениями он поделился в эксклюзивном интервью с корреспондентом радиостанции «Голос России».
Его Блаженство Папа и Патриарх Великого града Александрии, Ливии, Пентаполя, Эфиопии, всего Египта и всей Африки — отец отцов, пастырь пастырей, архиерей архиереев, Тринадцатый апостол и судия Вселенной… У Патриарха Феодора II много титулов. Из-за более чем насыщенного графика торжеств взять интервью у Главы Александрийской Церкви удалось только в поезде, в котором он вместе с другими Патриархами и представителями мирового Православия путешествовал по исторической территории Святой Руси: из Москвы в Киев, а затем в Минск.
«Я очень впечатлен и тронут этим путешествием», — начал свой рассказ Феодор II. «В свое время я присутствовал на праздновании 1000-летия Крещения Руси, — продолжил он. — Это было в 1988 году. Я тогда служил в Одессе, был архимандритом на Подворье Александрийской Православной Церкви при Московском Патриархе. Тогда наш Патриарх Парфений не смог приехать, и я его представлял. Я помню тогда еще Патриарха Пимена. Он был тогда уже в колясочке. Литургию вел ныне покойный Антиохийский Патриарх Игнатий.
Я хорошо помню, что день тогда был очень пасмурный, а все небо затянуто облаками. И у меня появилось ощущение, что погода словно напоминает о тех страданиях, через которые прошел русский народ, чтобы прийти к этому светлому дню 1000-летия Крещения. А когда тогда мы поехали в Киев, разразился один из самых сильнейших дождей, которые я когда-либо видел.
И Бог благоволил, чтобы 25 лет спустя я приехал на празднование 1025-летия уже в качестве Патриарха Александрийской Церкви.
Я благодарю Бога и Патриарха Кирилла, моего дорогого брата, за такое благоволение. И очень надеюсь, что все мы еще отпразднуем и 1050-летие Крещения Руси».
То и дело Патриарх Феодор по привычке переходит на русский язык. Для него он если не родной, то любимый. О России и русском народе Предстоятель Александрийской Церкви может говорить часами. Это не удивительно. В 1980-х годах он долгие годы был экзархом Александрийского Патриархата в Русской Православной Церкви с Подворьем в Одессе. В годы СССР никто не делил друг друга на русских и украинцев. Для нас все это была Россия. И ей я отдал свое сердце, смеется Александрийский Первоиерарх:
«Еще когда я учился богословию в университете Салоников, я прочитал книгу о русском святом Серафиме Саровском. И на протяжении семи лет подряд я каждый вечер молился святому Серафиму о том, чтобы мне довелось узнать Русскую землю. И с тех пор я всегда говорил, что мое сердце отныне и навсегда принадлежит России. Бог наконец-то услышал меня, и я прожил целых 10 лет в Одессе. В те времена я учил русский язык, я даже подумать не мог, что сегодня весь мир будет говорить по-русски, что он станет языком мирового значения.
Я очень благодарю Россию и русских людей за то, что именно здесь я многое узнал и многому научился из того, что мне сегодня помогает в моем патриаршем служении».
Вот уже как девять лет Феодор II возглавляет кафедру Александрийской Церкви, одной из древнейших в мире. А до этого несколько лет возглавлял православные миссии в Камеруне, Зимбабве, Мозамбике, Ботсване и Анголе. Миссионер, ценитель искусства и страж православных традиций и восточной духовности, сегодня Патриарх Феодор II большие надежды возлагает на Россию и Русскую Православную Церковь:
«Я радуюсь, что среди числа древних Патриархатов наш, пожалуй, — единственный, с которым Россия всегда была в очень тесных и дружеских отношениях. Я благодарен Патриарху Кириллу, который благословил направить в Россию нескольких ребят из Африки для того, чтобы они учились здесь, выучили русский язык. Мне всегда приятно, когда в странах Африки я, встречаясь или с президентами, или с премьер-министрами, могу с ними общаться на русском языке. Потому что многие из них получили образование в России».
Нынешняя поездка Феодора II в пределы Русской Православной Церкви на празднование торжеств в честь 1025-летия Крещения Руси пришлась на непростое как для африканского континента, так и для ближневосточного региона время. Усиление радикального ислама вынуждает православных покидать территории, на которых некогда зародилось христианство:
«В Египте мы, представители Александрийского Патриархата, являемся самой малочисленной общиной страны. Большей силой в Египте является Коптская Церковь — число ее последователей составляет около 15 миллионов. Сейчас мое сердце особо скорбит, потому что несколько дней назад в Египте опять начались беспорядки. Фанатичные консервативные мусульмане, придерживающиеся строгого исламского режима, сталкиваются с теми, кто, скажем, выступает за современный образ жизни. Из частого общения с людьми я понял, что у «Братьев-мусульман» нет ни возможности, ни желания сделать что-то хорошее для своего же народа. Ведь они действуют не для общего блага, а преследуют свои интересы.
При этом, конечно, следует заметить, что ни Патриархии, ни меня лично никто никогда не трогал. К нам относятся с уважением. Нас все знают, про нас говорят «греки», и никакой агрессии со стороны мусульман мы не чувствуем. Я вечерами часто выхожу прогуляться по улицам города просто в подряснике и только с четками в руках. И меня часто зазывают в гости к себе простые мусульмане».
По словам Главы Александрийской Церкви, сразу после возвращения в Египет он намерен встретиться с шейхом мусульман страны и главой Коптской Церкви. Патриарх Феодор II уверен, что духовным лидерам сообща удастся придумать, как предотвратить кровопролитие в стране.
Беседовала Милена Фаустова
Радиостанция «Голос России»