Своими размышлениями специально для читателей нашего сайта поделилась староста молодежного отдела храма Вознесения Господня города Екатеринбурга Евгения Новосельцева.
Современная девушка, которая, несмотря на большую загруженность и активный жизненный ритм, старается как можно чаще бывать на святых местах, расскажет и о любимом месте на карте своих маршрутов – Верхотурском монастыре.
«Зачем люди ездят в паломнические поездки? Одни – от какого-то большого горя, чтобы найти себе утешение и помощь, другие, напротив, от радости, благодарности Богу. Еще одна причина – желание поклониться святыне. На Руси паломников так и называли – поклонники. В былые времена существовала традиция совершать паломничество в знак покаяния, несения епитимьи за какие-то грехи. А если вспомнить, что тогда люди до святых мест (например, до Иерусалима) ходили пешком, этот нелегкий труд становится в глазах современного человека бесценным. Ведь порой и не доходили паломники до заветной цели, умирали в дороге…
Для меня любое паломничество – большая радость. Возможность выехать из городской суеты в более тихий уголок, побывать в святом месте. Центром любого паломничества для меня становятся исповедь и Причастие Святых Христовых Тайн.
Заметила интересный парадокс паломничества: с одной стороны, ты трудишься душой, ходишь на службы, молишься, пытаешься хоть день-два пожить в ритме монастыря, а с другой (убеждалась на собственном опыте), – выходит, что ты отдыхаешь душой и возвращаешься в город уже с новыми силами.
Особо трепетные чувства вызывает у меня Свято-Николаевский монастырь в Верхотурье. Люблю величественный монастырский собор и службы в нем. Помню, когда я впервые приехала в Верхотурье и Меркушино, попросила у святого Симеона Верхотурского помощи в поисках моей первой работы, и святой услышал меня, помог мне. Был у меня и несчастный случай, произошедший на пути из Верхотурья в Екатеринбург: на трассе вышла, как-то неудачно подвернула ногу, оказалось – перелом. Удивительно было то, что я практически не испытывала боли, как будто бы это была какая-то царапина (мне в связи с этим вспоминаются слова 90-го псалма: «Не приидет к тебе зло, и рана не приближитися телеси твоему, яко ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возьмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою…»). Но и этот перелом сыграл в итоге большую роль в моей жизни, он помог мне многое переоценить, например, я увидела, что работаю не на своем месте. Поэтому точно знаю – это было не наказанием Божиим, а проявлением Его любви и заботы обо мне. В этом смысле мне очень нравится определение Промысла Божия, который дал в своем катехизисе святитель Филарет (Дроздов): зло, возникающее через удаление от добра, Господь пресекает и обращает к добрым последствиям.
Значение каких-то событий в нашей жизни чаще всего открывается спустя какое-то время. И понимание того, зачем ты ездил в то или иное паломничество, может прийти позже. Порой сознание того, к какому сокровищу ты имел счастье прикоснуться, приходит уже в шумном суетном городе. Иногда бывает и так: едешь к святому месту и кажется, что ты пуст, что путешествие прошло зря и не даст своих плодов. Но, уже вернувшись, понимаешь и чувствуешь всей душой: не могли эти (порой и совсем малые) усилия пройти даром. И почти всегда от святых мест у меня остается впечатление тайны, неисчерпаемой глубины места. И хочется вернуться для того, чтобы познать эту тайну еще чуть глубже, прикоснуться к ней, вынести какую-то пользу для себя и воплотить ее в своей жизни».