Андрей Борисович уже не в первый раз приезжает в Екатеринбург. И всякий раз с обширной программой. В этот приезд он принял участие в работе семинара, действующего в Миссионерском институте, на котором раскрыл вопросы, возникающие на стыке естественных наук и богословия.
Встреча с гостем – Андреем Борисовичем Ефимовым, доктором физико-математических наук, профессором, заведующим кафедрой миссиологии и заместителем декана миссионерского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета стала для участников семинара настоящей «книгой». И не потому, что разговор начался с биографии гостя, — на семинаре участники обсуждали серьезные вопросы веры и современности, ответы на которые можно найти, только глубоко изучив научную литературу, работы ученых-естественников и многолетный опыт философов.
В начале беседы Андрей Борисович рассказал о себе: как он защищал свою докторскую диссертацию в МГУ, о своей работе в Москве и Миассе — выполнении с коллегами заказов авиационной и космической промышленности.
Кроме того, ученый поработал в институте геофизики имени О.Ю.Шмидта, а после Андрей Борисович перешел в Свято-Тихоновский богословский институт, оставив все свои научные разработки.
Сегодня он преподает историю миссионерства и богословие миссии и является автором единственной в своем роде книги «Очерки миссионерства Русской Православной Церкви» — это первая систематическая книга по истории русского миссионерства.
Во время беседы Андрей Борисович отметил, что главная задача Церкви сегодня – это миссия.И даже храмостроительство должно быть миссионерским.
Также профессор Ефимов рассказал о семинаре «Наука и вера», действующем в Свято-Тихоновском университете. Этот семинар начал свою работу примерно 17 лет назад. У его истоков, кроме самого Андрея Борисовича, стояли его близкие друзья: академик Энеев Тимур Магомедович, ближайший ученик и соратник Мстислава Келдыша, и профессор, доктор геолого-минералогических наук Алексей Владимирович Гоманьков.
Кроме этого семинара Андрей Борисович и его коллеги в рамках Рождественских чтений уже много лет организуют конференцию «Наука, вера и современность». В последние годы их привлекают еще к одной конференции: «Наука, философия, религия». Она проводится в Дубне — самом сердце российской физической науки.
Особенностями миссии среди ученых-естественников Андрей Борисович считает строгость и честность в отношении к себе и в отношении к своей науке.
Профессор рассказал, как он и его единомышленники относятся к христианскому эволюционизму и научному креационизму, а в заключение ответил на вопросы участников семинара.
— Есть мир до грехопадения, и есть мир после грехопадения. Может ли наука вторгаться в тот мир, который был до грехопадения?
— Рай был соединен с землей. Говорят, где-то в Персии стоит колышек, на котором написано: «Здесь был Рай». Мы ничего об этом не знаем. Никакими космонавтами дотянуться до Рая мы не можем. Никакими средствами, никакими коллайдерами мы (слава Богу!) туда не дотянемся. Это не есть задача науки. Нам дан мир сегодняшний. Нам ничего не сказано о том, насколько он изменился по сравнению с первозданным миром. Мы ничего не знаем об этом. Мы можем как-то тянуться к Раю. Мы можем что-то знать о Рае. Но это не наука. Это уже другие сферы.
Не является ли предметом всей дискуссии эволюционистов и креационистов вопрос об определении терминов? Креационисты дают свои определения, эволюционисты – свои. В результате не могут ни понять друг друга, ни договориться друг с другом.
— Прежде всего, на наших семинарах «Наука и вера» мы и пытаемся уточнить, что каждый понимает под каждым словом, которое он говорит. Это и есть задача наших семинаров: понять, что понимается под теми или иными словами.
Мы то науку пытаемся усовершенствовать, то с помощью науки пытаемся смотреть куда-то в недоступные нам миры. Но наша ли это задача? Наша задача как-то так действовать на людей, чтобы они искали спасения.
— Вы правы. Конечно, наша основная задача – искать спасения. Но спасение наше – это наши личные отношения с Богом. Это личный наш рост, каждой личности, каждого из нас. Рост наш в богообщении. И для того, чтобы нам цельно стремиться к богообщению, кое-что нам нужно и понимать. Не все, конечно, но кое-что желательно, по крайней мере.
Каких богословов вы порекомендуете читать?
— Разными вопросами занимаются разные люди. Один из основных вопросов – это вопрос понятия времени. Мы должны знать, что в Апокалипсисе сказано: «Времени уже не будет» (Апок. 10:6). Наше время упразднится, и наступит Райское время. А что это такое – мы не знаем. И никакие науки нам в этом не помогут. Но можно почитать, что об этом говорят Отцы Святые, или преподобный Серафим, или ап. Павел. Мы можем немножко приникнуть к этому вопросу, узнать, как они воспринимали проблему времени.
Существует ли соборное мнение Церкви по основным вопросам дискуссии между «православными эволюционистами» и «православными креационистами»?
— Несколько лет назад на Рождественских чтениях в Москве были представлены две секции естественно научной апологетики – секция Миссионерско-Просветительского Центра «Шестоднев» (РПЦ), возглавляемого протоиереем Константином Буфеевым, и секция нашего семинара «Наука и вера». Когда Русскую Православную Церковь возглавил Святейший Патриарх Кирилл, осталась одна секция – секция семинара «Наука и вера».
Подробнее узнать о диалоге с московским профессором можно на сайте Миссионерского института.
Посмотреть часть семинара с гостем можно на телеканале «Союз».