По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

25 февраля 2015

Сотрудник Синодального отдела по делам молодежи Константин Беремеш рассказал о православном молодежном движении

Ее участниками стали более сотни молодых девушек и юношей из 18 городов Уральского федерального округа.

Пока представители православной молодежи Урала слушали доклады преподавателей высших учебных заведений Екатеринбурга и знакомились с работой молодежных отделов епархий УрФО нам удалось задать несколько вопросов о православных молодежных движения и проблемах, связанных с ними, сотруднику Синодального отдела по делам молодежи Русской Православной Церкви Константину Сергеевичу Беремешу.

Современная молодежь стремится провести свое время вне церкви – клубы, пабы, дискотеки. Они считают, что церковная жизнь – это лишь строгие каноны, сугубо молитва и ничего более. Как активному молодому прихожанину убедить светскую молодежь в том, что Церковь более увлекательней и глубже, чем вся эта продукция современной индустрии развлечений?

Церковь – это жизнь. Сегодня на конференции я уже рассказывал о том, что люди, которые не ходят в храм, все равно ищут Бога. Ищут Его в своей душе. И душа каждого человека, который еще не пришел к Богу, мается, мечется. Как молодежи объяснить? Просто нужно рассказывать. Рассказывать о храме, о необходимости исповедоваться и причащаться. Рассказывать на каких-то реальных примерах. Особое влияние на молодежь имеют уважаемые люди, которые являются неким авторитетом для них. Это могут быть спортсмены, музыканты, политики – люди, которые достигли определенного социального статуса, но при этом им на каком-то этапе помогла Церковь, молитва. Конечно, мы должны создавать, организовывать мероприятия формата живого общения, акции. Потому что молодежь, которая находится вне Церкви, поддается каким-то стереотипам, верит в какие-то мифы о Церкви. Ведь мы все боимся того, чего мы не знаем. Как дети, которые страшатся темноты. Так и взрослые люди боятся зайти в храм. Поэтому мероприятия, которые мы реализуем, помогают молодежи не бояться заходить в храмы, подходить к священнику, спрашивать.

Приведу пример. В Москве мы организовывали массовые молодежные катания на коньках. Собирались ребята различного возраста, различных социальных слоев. И туда приезжал священник. И что порадовало, что молодежь с удовольствием общалась со священником. Некоторые даже просили исповедовать прямо там, на катке. Их реально посетила такая радость на встрече с батюшкой, что они готовы были там исповедоваться. Ну, конечно, батюшка пригласил их в храм. Тем не менее. Эта молодежь уже не потерянное поколение, а обретенное.

 

К сожалению, сегодня существует такая тенденция, что современная молодежь стесняется открыто исповедовать свою веру. Как молодому человеку не бояться и быть готовым в обществе защитить свою веру?

– На мой взгляд, здесь нужно преломлять все стереотипы, которые существуют. В  переходном возрасте всегда есть какие-то комплексы и боязни. Я думаю, что со временем это все равно пройдет и заставлять молодежь активно проповедовать Христа в этот переходный период не нужно. Мне кажется, что если мы сейчас начнем насильно заставлять школьников, что называется, лоб крестить, они наоборот перенасытятся и станут противниками. Невозможно заставить кого-то прийти к Богу. Бог сам приводит. Рано или поздно это произойдет, решать не нам. Все равно, душа человеческая не может без Бога.

Не так давно появилось  слово «толерантность» и  такое явление как толерантное мышление. Зачастую это словосочетание трактуется неправильно. Толерантность не ограничивает человека в высказывании своей точки зрения, по тому же вопросу о вере. Сейчас некоторые люди не говорят о Христе потому, что стесняются или боятся обидеть атеиста или агностика. Наша задача состоит в том, чтобы рассказывать человеку, что не нужно ничего бояться и надо открыто и без каких-то опасений говорить о своей вере.

Молодежь не нужно заставлять, ее нужно направлять, обучать, нужно создавать пространство для живого общения. А для этого необходим информационный ресурс. Сегодня с телеэкранов мы видим такую сильную пропаганду «толерантности», которая мешает нам открыто заявлять о своих чувствах.

 

Какие плоды дают подобные мероприятия? Что меняется после них? Каковы перспективы развития?

 –  Прежде всего, я хотел бы отметить, что проведение подобных мероприятий – очень правильно и своевременно. Потому что на таких конференциях поднимаются наиболее важные для нашего общества вопросы. Если молодые люди на подобных мероприятиях будут высказываться, то их мнение будет получать какую-то реакцию в обществе. Может быть, он в чем-то заблуждается или наоборот, он имеет какую-то информацию, которой может поделиться с другими. Все это помогает нам определить наши дальнейшие действия по реализации молодежной работы.  Сегодняшняя конференция – актуальна, поскольку в этом году Православная Церковь празднует 1000-летие со дня блаженной кончины святого князя Владимира, и Святейший Патриарх Кирилл благословил проведение подобных мероприятий в федеральных округах. Одно из мероприятий, посвященных этому великому для истории России и Церкви,  – проект «Наследие святого князя Владимира», куратором которого я являюсь. Этот проект мы планируем провести  во всех федеральных округах с участием молодежи, представителей Церкви и власти. Но пилотный проект прошел именно на Урале, в Екатеринбурге. Это для нас очень радостное событие, и я очень благодарен Высокопреосвященнейшему митрополиту Кириллу, потому что я вижу, что в Екатеринбурге православная молодежь занимает активную позицию, собираясь и обсуждая столь важные для нашего общества вопросы. Благодарен аппарату полпреда Президента РФ в УрФО не только за личное присутствие, но и активную поддержку, и содействие в проведении мероприятий для молодежи.

Как можно оценить состояние «православности» молодежи Екатеринбурга? Чего молодым людям не хватает, чтобы быть по-настоящему православными? Ведь это предполагает не просто – ходить в церковь и ставить свечку.

Спасибо за вопрос. Состояние «православности» молодежи, действительно, сегодня является очень актуальным, и волнует лично меня. Не так давно по благословению председателя Синодального отдела по делам молодежи епископа Игнатия мы начали работу по организации аудита численности молодых прихожан в храмах епархий УрФО. Если предприниматель не знает, сколько у него денег в кармане, то он не знает, как ими распоряжаться. Так и мы. Мы не знаем, к чему и как стремиться, не зная точного количества членов нашей Церкви.

Сейчас руководители епархиальных молодежных отделов готовят отчеты, на протяжении определенного периода мы будем делать «замеры» численности молодых прихожан, чтобы через год мы видели всю динамику, я надеюсь, развития прихожан. Сегодня я разговаривал с отцом Александром Сандыревым и спросил, сколько молодежи в Екатеринбургской епархии. Точного ответа не было, но прозвучала цифра – 2 тысячи (около двух тысяч учащихся принимают участие в различных интеллектуальных играх, конкурсах, проводимых отделом). Но  это не значит, что все эти молодые люди могут называться истинными православными христианами. Ведь православный человек – это тот, кто ведет правильный, церковный образ жизни, ходит в храм, исповедуется, причащается, приводит своих ближних в храм. Такие люди могут называться прихожанами. А те, кто просто иногда участвует в каких-то церковных мероприятиях, – это, так называемые, захожане. Но их тоже нужно принимать во внимание потому, что они, по крайней мере, стремятся быть в церкви.

Очень рад, что сегодня на VIIIМежрегиональную конференцию собралось так много молодежи. Надеюсь, что следующая межрегиональная конференция соберет еще больше участников из разных городов Уральского федерального округа, а епархиальные отделы займут еще более активную позицию в работе с молодежью. Очень важно отметить огромную роль информационного поля. Ведь развитие информационного пространства способствует пониманию молодежи, что от них ждет Церковь и что их ждет в Церкви.