На семинаре присутствовали:
— помощники благочинных четырех благочиний Екатеринбурга: Мязин Илья Олегович, Максимов Владимир Михайлович, Осипов Дмитрий Борисович, Габдрахманов Никита Рашидович;
— Верхнепышминского благочиния: Рожин Антон Валерьевич;
— Березовского благочиния: Медведева Татьяна Борисовна;
— катехизатор из Ревды: Смирнов Роман Валентинович.
Дистанционно в конференции приняли участие катехизаторы Красноуфимского благочиния – иерей Сергий Рыжков и Поздеев Владислав.
По словам участников семинара, фильм «Левиафан» не имеет катехизаторской ценности, поскольку он создает ощущение безысходности.
Алексей Валерьевич Пиличев, руководитель сектора катехизации:
— Фильм явно носит заказной антиклерикальный характер. Если режиссер снимал его не на заказ, то у него очень убогое и примитивное представление о церковной власти и ее взаимоотношениях с властью светской. Если убрать три эпизода с епископом, то фильм превращается в банальную «чернушку», которых было много снято в 90-е годы. Идея фильма проста – гадкий представитель власти «плющит» маленького человека, а епископ эту власть оправдывает именем Бога и получает от власти свою «долю-бонус». Если учесть, что данную идею высказывали в своей пропаганде все борцы против действующей власти и церковнослужителей, начиная еще с Французской революции, в том числе и большевики в России, то становится понятной та радость, с которой встретили этот фильм все, кто обижен властью, противопоставляет себя священноначалию или считает, что власть и Церковь в России должны быть ликвидированы.
Участники семинара решили, что в данном случае следует говорить и о его ангажированности антицерковным заказчиком.
Кроме того, участники семинара обменялись мнениями о понимании служения Богу мирян. Главный вопрос – следует ли считать служение мирян личным делом каждого или это служение нужно организовывать в виде приходской деятельности.
Если человек желает выполнить какое-либо послушание, то он найдет, где и как послужить. Но есть и такие, кто хочет чем-то заняться, но к предлагаемым на приходе «классическим» служениям – алтарник, клирос, воскресная школа, хозяйственные работы по храму — у него не лежит душа.
В дискуссии прозвучало мнение о том, что, безусловно, все на приходе должно осуществляться по благословению настоятеля, но далеко не каждый настоятель может охватить разные стороны деятельности и служения.
Собравшиеся обсудили примеры организации мирян из истории Церкви, и не только Православной. Были упомянуты братства мирян в Белоруссии в XVII в., старообрядческая самоорганизация, орден «Опус Деи» католической Церкви.
Участники катехизаторского семинара пришли к выводу, что основой активизации прихожан должны стать мини группы мирян (от 2 до 7 человек), которые бы являлись генераторами идей и организаторами приходских проектов. И немало важно, чтобы эти активисты были обучены методам активной работы с людьми и организациями и управлению проектами.
Вопрос лишь в том — где найти таких людей и как организовать их обучение?