Образ очень почитаем среди православных верующих Среднего Урала. Чтимый чудотворный образ Божией Матери помещен у левого клироса на аналое под стеклом. Икона украшена многочисленными драгоценными дарами от получивших исцеление по молитвам ко Пресвятой Богородице благодарных верующих.
Иконографическое изображение Богоматери – Оранта (с воздетыми в молитве руками). На груди Божией Матери в медальоне – изображение Богомладенца, который правой рукой благословляет, а в левой держит свиток. Вверху с правой стороны от Лика Божией Матери изображение херувима, с левой – серафима. До 1922 г. икона имела серебряную позолоченную ризу с драгоценными камнями, которая была изъята и бесследно исчезла. Место написания иконы и ее автор неизвестны.
Явление ее произошло в 1709 году при следующих обстоятельствах. Для работы на горных заводах на Урал прибыли бурлаки. По дороге, ведущей к Невьянску, они остановились в одном монашеском скиту. Вдохновившись духовными подвигами насельников, бурлаки решили не продолжать своего пути, но остаться здесь навсегда, чтобы посвятить жизнь духовному деланию. Однако вскоре строгий монастырский устав им наскучил, и они решились на побег из монастыря. При этом бурлаки захватили все монастырское имущество, оставив лишь Образ Пресвятой Богородицы. Уже отправившись в путь, неожиданно они услышали глас от Иконы, повелевающий непременно взять Образ с собой. В противном случае их грабеж должен был быть обнаружен. Испугавшись чудесного явления, бурлаки взяли чудотворную икону, однако побоялись объявлять о ней кому-либо. По приходе в Невьянск икона была поставлена на заводскую башню. Однако чудодейственная сила, исходящая от Святого Образа, вскоре стала известна жителям завода, и икона была принесена в храм.
Святой образ, явившийся в 1709 году, находился в собственности местного жителя Саввы Медведева до 1753 года, а затем был передан им во вновь построенный Верхнетагильский Знаменский храм. Этот храм сгорел 18 мая 1861 года, однако икона Пресвятой Богородицы осталась неповрежденной в огне, и в 1876 году она была перенесена во вновь отстроенный каменный Знаменский храм, в нем она и пребывает по сей день. Об особом почитании святого образа свидетельствуют крестные ходы, собиравшие большое количество богомольцев и совершавшиеся в течение всего лета. Крестные ходы с чудотворной иконой проходили до конца 20-х годов ХХ века и прекратились с установлением в краю советской власти.
С чудотворной иконы Божией Матери «Знамение» Верхнетагильской делалось большое число списков, наиболее почитаемыми из которых являются Быньговский список, находящийся в Никольской церкви селе Быньги Невьянского района, и Невьянский, находившийся ранее в Преображенском соборе, а теперь в Вознесенской церкви Невьянска.
В алтаре Верхнетагильской Знаменской церкви хранится рукопись, содержащая запись устного предания о явлении и чудесах Верхнетагильской чудотворной иконы Божией Матери “Знамение”. Это рукопись начала ХХ в. Рукопись содержит 16 листов (две тетради, по восемь листов в каждой) и два форзацных листа. Текст, содержащийся в рукописи, уже публиковался частично и в пересказе (по копии рукописи, хранящейся в Верхнетагильском краеведческом музее).
Здесь публикуется полный текст рукописи.
Сказание о явлении и чудесах Верхнетагильской чудотворной иконы Божией Матери, именуемой “Знамение”
Кем и где написана эта святая икона — неизвестно, а известны лишь следующие сведения: Во время основания горных заводов на Урале, по большой надобности в людях, дозволялось правительством водворяться на горных заводах всякому желающему без исследования прежней жизни и преступлений. Шли из России несколько человек бурлаков для водворения на горных заводах, и на дороге, ведущей к Невьянскому заводу, обрели скит монашествующих и изъявили желание последовать примеру проживающих в скиту монахов, где и остались для всегдашнего проживания. Но необузданное своеволие бурлаков видело в мирной жизни схимников один только тяжелый труд в работах и молитвах, чего им скоро наскучило и они решили продолжать свой путь далее к Невьянскому заводу. Скит, в котором проживали, разорили и разграбили, оставив на том месте только одну святую икону Знамения Пресвятой Богородицы. Но Образ Богоматери не благоволил оставаться в неизвестности, ибо от сей святой иконы был глас, повелевающий бурлакам непременно взять ее с собою, угрожая в противном случае обнаружить их грабительство и разорение скита. Три раза они покушались спрятать святую икону в лесу, но глас повелевал немедленно взять ее с собою. Бурлаки, вследствие трехкратной неудачи, решились нести святую икону с собой. Не доходя до Невьянского завода, послали в оный несколько человек из своих товарищей, чтобы объявить кому-либо о несенной ими святой иконе, столь чудно на них подействовавшей. По приходе в Невьянск они нашли квартиру, и когда хозяину оной рассказали о своих обстоятельствах, то он ужаснулся принять со святой иконой в дом свой. Тогда посланные возвратились к оставшимся при святой иконе товарищам, то по всеобщем совещании решили никому в заводе о святой иконе не объявлять, а поставить таковую на заводскую тульскую башню, что по приходе в Невьянск и исполнили. Явление иконы тотчас же сделалось известным жителям завода, и икона была принесена в церковь. Явление чудотворной иконы произвело на жителей Невьянска большое впечатление. Один из жителей Невьянска, Савва Медведев, был заподозрен в краже вещей у жителя деревни Каменки, но так как подозрение на Медведева было невинное, то он и приносил Господу Богу теплые молитвы об избавлении [от] возводимого на него обвинения. Молитвы Медведева были услышаны защитою и
покровительством явившейся святой иконы на башне: в одну ночь явившаяся на башне икона, находящаяся уже в то время в церкви, явилась Медведеву и рекла: «Если ты обещаешься перенести меня в дом свой, будешь избавлен от возводимого на тебя напрасного обвинения». Обрадованный чудесным явлением святой иконы, Медведев дал в этом обещание, и действительно в скором времени потребован в Алапаевскую провинцию для ответа по возводимому на него обвинению в краже. Но лишь только явился в провинцию, претендатель пал перед ним ниц и просил прощения в напрасном обвинении, так как учинивший кражу был уже обнаружен и предан суду. Такое проявление милости Божией тем разительнее подействовало на Медведева исполнить данное им обещание чудотворной иконе. По возвращении в Невьянск Медведев немедля явился к протоиерею, сказал ему все происшедшия с ним обстоятельства и просил уступить ему святую икону. Протоиерей затруднился вырешить единолично просьбу Медведева, посоветовался с властями Невьянского завода, и по всеобщем совещании было решено продать святую икону Медведеву за три рубля (в 1709 г.), а деньги приложить в церковь. Вскоре после того Медведев был переведен на жительство с Невьянского в Верхне-Тагильский завод, тогда он перенес с собой и чудотворную икону. Находилась святая икона во владении Медведева, в Невьянске и Тагиле, 44 года. В 1753 г., когда в Верхне-Тагильском заводе была построена церковь, Медведев с общего согласия всех жителей внес в церковь сию чудотворную икону и вместе с ней внес еще три иконы: Пресвятыя Живоначальныя Троицы, Святого пророка Илии и Святых мученик флора и Лавра, сам же, будучи человеком усердным и богобоязненным, был избран церковным старостою. От сей чудотворной иконы Знамения Божией Матери бывали многая исцеления от различных болезней с верою и усердием к ней притекающим. Усердные христиане и поныне не перестают приходить на поклонение сему чудотворному Образу Знамения Божией Матери и переносят таковой каждогодне в течение лета по окрестным заводам. В Невьянском заводе был необыкновенный падеж на скота. Тогда жители Невьянска вспомнили о святой иконе, явившейся на башне, и пожелали принести таковую в Невьянск для принесения теплых молитв об избавлении от падежа, что ими и было исполнено. По принесении теплых молитв сему чудотворному Образу падеж на скота прекратился. Поэтому жители Невьянска положили обет ежегодно приносить святую икону в Невьянск к празднику Святых Апостолов Петра и Павла и приносить обратно в Тагил к празднику Святого Пророка Илии, что с большим радением исполняется и поныне. В одно время при переносе святой иконы из Тагила в Невьянск, священники, служа молебен на речке Калате, между собою поссорились. Когда хотели продолжать ход, святую икону не могли даже поднять с места. Видя такое чудотворение святой иконы, сопровождающие трудолюбивые богомольцы стали просить священников, чтобы они примирились. И когда священники искренно простились между собою, тогда чудотворная икона несена бысть с необыкновенною легкостию.
Верхнейвинский завод был наказан карою свыше за небрежность к чудотворной иконе. Раз по обыкновению чудотворная икона была принесена в Верхнейвинскую церковь к празднику Святителя Чудотворца Николая 9 мая. Когда надо было нести святую икону обратно в Тагил, жители Верхнейвинска, проводив святую икону лишь только за селение до местности, так называемой “Лобачевка”, возвратились обратно в Верхнейвинск, не желая по нерадению своему нести чудотворного Образа до Тагила. Местные священно-церковнослужители в силу необходимости вынуждены были просить помощи для переноса в Тагил чудотворной иконы у Верхнейвинского заводского начальства. И унесена бысть таковая заводскими рабочими по принуждению от
заводского начальства, а не как по ихнему желанию. На другой день после унесения чудотворной иконы Верхнейвинский завод выгорел. Жители завода отнесли причину пожара якобы гневу чудотворной иконы за их нерадение во время перенесения иконы. С тех пор жители Верхнейвинска дали обещание приносить чудотворную икону в Верхнейвинск и уносить обратно в Тагил по своему усердному желанию, что исполняется и по днесь с большим усердием. Житель Верхнейвинского завода Никита Семенов Яргин, будучи болен несколько времени глазною болезнию, не питал даже надежды на выздоровление. В день принесения чудотворной иконы в Верхнейвинск (8 мая) пришел к нему в дом неизвестный старичок и попросил полотенце, коим бы по принесении чудотворного Образа в Верхнейвинскую церковь обтереть лик от пыли, и посоветовал этим полотенцем, когда он оботрет лик Образа, вытереть лицо болящему Яргину, что он, Яргин, и выполнил с большим усердием и верою на выздоровление, и на другой же день почувствовал от болезни облегчение и в скором времени выздоровел совершенно. Жена Александра Ивановича Семевского, служившего в то время управителем Нейво-Рудянского завода, была одержима ножною болезнию, несколько времени не могла ходить, почему и была возима при помощи прислуги в особо устроенной коляске. Один из жителей Рудянского завода предложил жене Семевского во время переноса чудотворной иконы из Тагила в Верхнейвинск принять таковую в дом свой для принесения теплых молитв, что Семевская с верою и усердием выполнила, и вскоре после ухода с иконами почувствовала себя совершенно здоровою.