Икона эта оставалась в Иерусалиме до 450 года, потом ее перенесли в Царьград. В начале XII века патриарх Лука Xризоверх послал ее в Киев в подарок великому князю Юрию Долгорукому. Сын великого князя Андрей, прозванный Боголюбским, замыслил в это время ехать в землю Суздальскую для основания нового княжества. С собою он взял и икону Божией Матери, которая была ему дороже всех сокровищ.
По дороге перед иконой постоянно служили молебны и видели от нее много чудес. Но самое великое чудо произошло после выезда князя Андрея и дружины его из города Владимира. Лошади, которые везли икону, остановились и нехотели идти дальше, даже несмотря на побои. Запрягли других, но и они не могли сдвинуть икону с места. Долго и горячо молился князь Божией Матери, и Владычица Небесная открыла ему свою волю, чтобы икона Ее оставалась во Владимире.
Это знаменательное событие — молитва князя перед Владимирской иконой Божией Матери — запечатлено на другой иконе, которая также называется Боголюбской. Она почитается в народе православном и память ее мы только что, 1 июля, отпраздновали.
В краткие сроки — всего за два года — был выстроен великолепно украшенный Успенский храм для святыни. В нем и пребывала икона до 1395 года. Даже когда в 1237 году совершилось страшное разорение Владимира Батыем, икона осталась невредимою. Помощи Божией Матери по усердным молитвам святого благоверного князя Димитрия Донского перед Владимирской иконой Ее приписывают и знаменитую победу на Куликовом поле в 1380 году.
Однако в 1395 году в Русь вторгся Тамерлан. Возникла угроза не только существованию отдельных княжеств, но и всему Отечеству нашему. Великий князь Василий Дмитриевич поставил рать у Коломны, на берегу Оки. Но более, чем на силу воинскую, рассчитывал он на заступление Небесное. Во Владимир было послано почетное посольство для перевозки в Москву знаменитой иконы Божией Матери.
Навстречу иконе вышло все духовенство Московское, великий князь и весь народ православный. Эту встречу — по церковному «сретение» — мы празднуем в память спасения Москвы 8 сентября.
“Весь град изыде противу иконы на сретение ее”, — говорит летопись. Митрополит и великий князь, “мужи и жены, юноши и девы, дети и младенцы, сироты и вдовицы, от мала до велика, со кресты и со иконы, со псалмы и со песньми и пении духовными, паче реще вси со слезами, иже не обрести человека не плачущася с воздыхании немолчными и рыданием”, — говорит летопись.
Богоматерь не отвергла уповавших на Нее. В час встречи святой иконы в Москве Тамерлан спал в своем шатре. Вдруг видит он во сне высокую гору, с которой к нему спускаются святители с золотыми жезлами. Над ними в воздухе в несказанном величии, в сиянии ярких лучей стоит лучезарная Жена. Бесчисленные тьмы Ангелов окружают Жену и держат в руках огненные мечи. Подняв их, Ангелы устремились на Тамерлана… Он проснулся, трепеща от ужаса. Созванные им мудрецы, старейшины и гадальщики заявили, что виденная им во сне Жена есть Заступница русских, Матерь христианского Бога и что сила Ее неодолима. “Тогда нам с ними не сладить”, — воскликнул Тамерлан и отдал своим полчищам приказ повернуть назад. И татары, и русские были глубоко изумлены этим событием. А летописец, описав происшедшее, прибавляет: “И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Девы!”
Отечественный проповедник архиепископ Иннокентий Херсонский, помыслив о том, что было бы с нашим отечеством, если бы оно не было спасено дивным заступничеством Владычицы, говорит: “Нельзя не пасть до земли в благодарном духе пред Матерью Божией”. Посему достойно и праведно петь и величать Небесную Заступницу нашу, ибо как только приближались мы к самому краю бедствий и теряли уже всякую надежду, кроме упования на помощь свыше, Владычица Божия Матерь являла Свою славную помощь.
В настоящее время вопрос о постоянном нахождении этой святыни не решен. По сложившейся практике Владимирская икона, как и образ Святой Троицы преподобного Андрея Рублева, переносится из Третьяковской галереи на время богослужения в храм святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее.
В день Владимирской иконы особое празднество совершается в Богородице-Владимирских храмах. В Екатеринбургской епархии – это восстанавливающийся храм в с. Черданцево Сысертского района, приход Владимирской иконы на Семи Ключах в Екатеринбурге, придел Владимирской иконы есть и в Христорождественском храме на Уралмаше.