Упоминания о селе Шогрышском встречаются в документах c первой половины XVII века, причем в то время оно именовалось Согрышской деревней. Наименование это произошло от слова «согра» — «болото», поскольку деревня была окружена торфяными болотами. Поднимавшиеся из них гнилостные испарения и отсутствие проточной воды делали эту местность неблагоприятной для здоровья.
Каменный храм во имя святителя Николая с приделами в честь Казанской иконы Божией Матери и мучеников Флора и Лавра был построен в селе на средства прихожан в первой трети XIX столетия. К началу ХХ века в селе Шогрышском, вместе с окрестными деревнями, проживало около четырех тысяч жителей, причем среди них не было ни раскольников, ни сектантов, что было редкостью для уральских селений. Жители Шогрышского занимались главным образом земледелием, а также различными промыслами: рубкой дров на соседних железоделательных заводах, выработкой древесного угля, разработкой каменного угля на Егоршинских копях, заготовкой торфа из болот и тому подобным. По штату к Никольской церкви было положено трое членов причта: один священник, один диакон и один псаломщик. Жили семьи священно- и церковнослужителей в двух домах при церкви.
Мирно текла сельская жизнь псаломщика Николая Пономарева. В августе 1916 года[2] он был удостоен рукоположения в сан диакона и оставлен на прежнем месте — в селе Шогрышском. К тому времени ему было уже почти пятьдесят лет. Вероятно, это рукоположение, совершившееся после многих лет служения Церкви, стало для отца Николая началом совершенно нового этапа в жизни и было связано с глубокими духовными переживаниями. Но продолжиться его служению суждено было недолго: через два года, в 1918 году, он принял мученическую смерть от рук большевиков.
Советская власть установилась в Ирбитском уезде в начале февраля 1918 года. С самого начала волостные и сельские Советы стали проявлять враждебное отношение к священнослужителям, начались аресты. Тревожные вести одна за другой доходили до отца Николая: в последних числах февраля был арестован и заключен в тюрьму священник близлежащего села Белослудского Меньшиков, делались неоднократные попытки арестовать священника села Антоновского Ряпосова[3].
Летом 1918 года Урал оказался в районе боевых действий. В Ирбитском уезде было введено военное положение. Фронт приближался к селу Шогрышскому: в начале июля началось наступление чехов на село Егоршинское, находившееся лишь в нескольких километрах от Шогрышского. Обстановка становилась все более напряженной, в окрестностях усилился красный террор: в Егоршинском был зверски убит отец Константин Словцов, в селе Коптеловском — отец Николай Удинцев, в селе Покровском — отец Платон Горных с двумя прихожанами; священника села Сарафанного отца Флорентия Троицкого дважды арестовывали.
Страшная участь постигла и отца Николая Пономарева. 28 июля/10 августа, в день Смоленской иконы Божией Матери, его отправили на станцию Егоршино на общественные работы, вскоре после чего он был убит большевиками. Точная дата и место смерти отца Николая пока не известны, но можно предположить, что это произошло либо в селе Шогрышском, либо на станции Егоршино в период с 28 июля/10 августа до прихода белогвардейских частей 8/21 сентября. В селе Шогрышском белым представилась печальная картина: был разорен Никольский храм — разбиты кружки, унесены деньги и ковер; была ограблена квартира священника, причем похищенную из нее серебряную дароносицу один из красноармейцев использовал для хранения табака.
В первых числах ноября духовенство города Ирбита организовало «Вечер скорби», на котором присутствовал епископ Екатеринбургский и Ирбитский Григорий (Яцковский)[24]. Зал в здании городской думы был переполнен. Священник села Сарафанного отец Флорентий Троицкий рассказал о зверствах большевиков в Ирбитском уезде, о том, что сам он пережил и чему был свидетелем. Присутствовавшие услышали, какому разорению подверглись десятки сел и деревень. Так, в селах Антоновском и Бичурском были осквернены храмы, похищены антиминсы и священнические облачения. В селе Покровском храм был наполовину разрушен, престол перевернут, из воздухов красноармейцы сшили себе кисеты для табака. На престоле они играли в карты. В храм села Верхне-Покровского[4] «товарищи» въехали на лошадях, а Христорождественский храм в селе Ирбитские Вершины Камышловского уезда был обращен в конюшню. В августе-сентябре 1918 года в тех краях было убито еще несколько священнослужителей… Как писали в газете «Зауральский край», «сообщение отца Флорентия произвело гнетущее впечатление»[5] на присутствовавших.
После выступления отца Флорентия церковными хорами Богоявленского собора и Сретенской церкви было исполнено несколько духовных песнопений, после чего владыка Григорий (Яцковский) произнес небольшую речь, в которой, между прочим, отметил, что ответом со стороны духовенства на все зверства большевиков будет лишь одно — молитва: «Господи, прости им, не ведают бо, что творят»[6].
В конце 1918 — начале 1919 года имя отца Николая Пономарева было включено в Список убиенных в 1918 году в Екатеринбургской епархии священно- и церковнослужителей, который был составлен с целью их поминовения во всех храмах и монастырях епархии.
В 2002 году священномученик Николай был прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской от Екатеринбургской епархии; в 2010 году – в Соборе Екатеринбургских святых.
Источники
ГАСО. Ф. 6. Оп. 14. Д. 46, 94, 97.
Помянник 1919 года. ГААОСО. Ф. 1. Оп. 2. Д. 16854. Л. 50.
ЦДООСО. Ф. 76. Оп. 1. Д. 780.
Жития святых Екатеринбургской епархии. — Екатеринбург: Издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2008.
Приходы и церкви Екатеринбургской епархии. Екатеринбург: Братство святого праведного Симеона, Верхотурского чудотворца, 1902.
Справочная книжка Екатеринбургской епархии на 1904 год. Екатеринбург, 1904.
Справочная книжка Екатеринбургской епархии на 1915 год. Екатеринбург, 1915.
Екатеринбургские епархиальные ведомости. 1902. № 19; 1916. № 35.
Известия Екатеринбургской Церкви. 1918. № 17–18.
Ирбит // Зауральский край. 1918. 6 нояб.
По материалам епархиальной комиссии по канонизации святых
На фото: Никольский храм в с. Шогринском – последнее место служения сщмч. Николая
[1] Возможно, в 1866 году. Данные приводятся на основании сведений из «Справочной книжки Екатеринбургской епархии на 1915 год», в которой указан возраст священномученика.
[2] Метрическая книга Николаевской церкви села Шогрышского на 1916 год. ГАСО. Ф. 6. Оп. 14. Д. 94. Л. 151 об., 153 об. (Последняя запись псаломщика Николая Пономарева и первая запись диакона Николая Пономарева).
[3] В источнике указаны только фамилии этих священнослужителей.
[4] См.: Ирбит // Зауральский край. 1918. 6 нояб. Вероятно, это село имело второе название, так как в «Справочных книжках Екатеринбургской епархии» за 1904 и 1915 годы оно не указано.
[5] Ирбит // Зауральский край. 1918. 6 нояб.
[6] Ирбит // Зауральский край. 1918. 6 нояб.; Лк. 23, 34.