По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

11 июня 2014

Под покровом Божией Матери: 27 июня память священномученика Иосифа Сикова

С октября 1912 года по март 1914-го отец Иосиф совершал диаконское служение в Иакинфовской церкви Висимо-Уткинского завода Верхотурского уезда, а в апреле 1914 года епископом Серафимом (Голубятниковым) был возведен в сан священника, получив назначение для служения в Знаменскую церковь Верхне-Тагильского завода Екатеринбургского уезда.

Верхне-Тагильский завод[1] расположен при верховье реки Тагил, по восточному склону Урала, в восьмидесяти верстах от Екатеринбурга. Окружающие завод горы, покрытые густым хвойным лесом, река Тагил, разделяющая селение на низменную и возвышенную части, делают эту местность весьма живописной. Первыми поселенцами завода были ссыльные и старообрядцы, бежавшие на Урал от преследований правительства. Нуждаясь в рабочей силе, строители уральских заводов охотно использовали труд этих людей, и в некоторых местах они составляли основную часть населения. Конечно, ссыльные не отличались глубокой религиозностью или высоконравственным поведением; часто они отрицательно влияли и на местных жителей.

Первый деревянный храм был построен в заводе в середине XVIII столетия, но в 1861 году он сгорел во время пожара. В 1876 году был освящен новый храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение». Этот образ особенно почитался жителями Верхне-Тагильского завода: в храме бережно хранилась издревле чтимая икона Божией Матери «Знамение», именуемая также «Новгородской».

В местности, населенной старообрядцами, Знаменский храм являлся поистине оплотом православия. Так, например, ежегодно с 26 по 29 июня до пяти тысяч старообрядцев из Пермской и соседних губерний собирались на моления на так называемых Весёлых горах, близ Верхне-Тагильского завода, где находились могилы почитаемых ими иноков. С целью противодействия расколу и объединения православного населения 27 июня традиционно совершался крестный ход с чудотворной иконой от Верхне-Тагильского до Невьянского завода, на который собирались тысячи верующих. Самое активное участие в организации этих крестных ходов принимал, конечно, и отец Иосиф. В 1915 году, например, епархиальный миссионер, присутствовавший на старообрядческих молениях, отметил, что «в сравнении с той мощной волной, какая собралась 27 июня в Верхнем Тагиле для проводов иконы «Знамения» Божией Матери, старообрядцев на горах была небольшая кучка»[2].

Во время I Мировой войны при участии отца Иосифа в Верхне-Тагильском заводе был организован попечительский совет для помощи воинам и семьям солдат, ушедших на фронт. В 1915-1916 годах при совете был устроен приют-ясли для детей воинов. Приют действовал в период летних полевых работ, поскольку они ложились на плечи солдатских жен, которым не с кем было оставить детей. 20 декабря 1915 года в Знаменском храме состоялось торжественное вручение Георгиевских крестов родителям двух погибших воинов, после чего по убиенным героям была отслужена великая панихида. По этому поводу батюшкой была опубликована заметка в Екатеринбургских епархиальных ведомостях. 10 марта 1916 года состоялось посещение Верхне-Тагильского завода епископом Серафимом, который был рад тому, что прихожане молились о мире и собирали пожертвования для раненых[3].

Отец Иосиф, как единственный служивший в храме священник, должен был и совершать все богослужения, и исправлять требы (крестить, венчать, отпевать), и духовно окормлять свою многочисленную паству. Кроме того, на его попечении находилась большая семья: к 1918 году у них с матушкой было уже восемь детей, старшему из которых минуло в то время пятнадцать лет…

Труженическая, многопопечительная жизнь отца Иосифа была наполнена молитвой и заботой о ближних, что, вероятно, еще более проявилось в тревожное время революции и гражданской войны.

Линия фронта в летние дни 1918 года проходила через многие уральские города и поселки, бои велись едва ли не за каждую деревню. Кроме того, по всему Уралу прокатилась мощная волна антибольшевистских крестьянских восстаний. Чаще всего причинами их были разорительный грабеж крестьян, осуществлявшийся продотрядами, запреты на свободную торговлю и насильственная мобилизация в части Красной армии. Недовольство росло и среди населения заводов. Одни за другими восставали против властей заводские поселки и сельские волости. Обстановка стала настолько напряженной, что красным пришлось перебрасывать в тыл самые боеспособные действующие части. Большевики прекрасно понимали, чем может обернуться подобная ситуация, но не отказывались от своей жестокой политики. Наиболее крупными выступлениями на Урале летом 1918 года явились: Мясогутовское восстание в мае — июле, охватившее Златоустовский уезд Уфимской губернии и Красноуфимский уезд Пермской губернии; Невьянское восстание в июне на севере Екатеринбургского уезда Пермской губернии; Острожско-Дубровское восстание в июне, захлестнувшее Оханский уезд Пермской губернии; восстание в Сепычевской волости Оханского уезда в августе. Кроме того, в те же летние месяцы 1918 года прошло еще несколько десятков менее крупных, локальных, выступлений с различными формами протеста.

Одно из самых крупных вооруженных восстаний произошло в Невьянском заводе и близлежащих волостях 30 мая/12 июня — 7/20 июня 1918 года. В нем приняли участие также жители Верхне-Тагильского завода.

Еще в начале 1918 года в Невьянский завод были эвакуированы из города Луга Петроградской губернии около двухсот военнослужащих-автомобилистов, обслуживавших 4-ю тыловую автомобильную мастерскую. Они участвовали в Первой мировой войне, но были возвращены в тыл из-за острой нужды фронта в автомобилях. Большинство этих рабочих были противниками большевизма. Группа автомобилистов находилась в ведении Всероссийского автоцентра, не подчинялась областным властям и благодаря этому пользовалась на Урале широкой автономией. Военнослужащие мастерских имели при себе оружие. В Невьянском заводе они сразу завоевали симпатии большей части населения: рабочих, состоятельных граждан, крестьян.

В конце мая 1918 года близ Челябинска произошло восстание Чехословацкого корпуса, чехи захватили Челябинск и двинулись к Екатеринбургу. В сложившейся ситуации большевики решили разоружить автомобилистов, но они отказались подчиняться и, более того, сочли это время удобным для свержения в Невьянском заводе «комиссародержавия», как они называли власть большевиков. 30 мая/12 июня автомобилистами были арестованы члены исполкома, после чего на общем сходе было объявлено о низложении в Невьянском заводе советской власти и временном переходе всех полномочий к военному штабу. В помощь штабу был образован Крестьянский союз; для отражения красных войск и свержения власти большевиков во всем Невьянском районе стали организовываться боевые дружины. «Арестованы все комиссары. Мы их арестовали за то, что они вели борьбу с народом. <…> С этим комиссародержавием мы, автомобилисты, ведем упорную борьбу… <…>

<…> Нами посланы отряды во все заводы. Они будут свергать только тех комиссаров, которые будут им указаны населением. …Нами уже захвачены: Верх-Нейвинск, Рудянка, В[ерхний] Тагил, Шурала…»[4], — оповещал население начальник Штаба Елисеенко.

Штаб руководил всеми военными операциями, а также арестами, обысками и тому подобными мероприятиями, остальная часть управления была передана Крестьянскому союзу. «Первая задача… свержение советской власти во всех окружающих селениях и заводах — была ими очень быстро достигнута»[5], — писала чуть позже газета «Известия». Происходило это следующим образом. Снарядив хорошо вооруженный отряд с броневиками и пулеметами, штаб отправлял его в намеченный пункт со следующим удостоверением: «Настоящим удостоверяется, что отряду во главе с тов[арищем]… (указывалась фамилия. — Сост.) поручено помочь населению ст[анции]… (указывалось название станции. — Сост.) свергнуть власть большевиков, восстановить народовластие на демократических началах и взять для пользы восстания имеющиеся запасы оружия и боевых припасов. Начальник боевой дружины…»[6]. Прибыв в селение, отряд разоружал охрану и арестовывал членов исполкома. Из тех, кто не признавал власти большевиков, организовывался небольшой вооруженный отряд. Собрав сход, восстанавливали старост, старшин и другие должности, а затем, арестовав всех остававшихся представителей советской власти, отправляли их в Невьянский завод.

События развивались стремительно, перевороты на маленьких близлежащих заводах, в том числе и Верхне-Тагильском, были успешно совершены в самом начале восстания. Ситуация обострилась настолько, что красные почувствовали серьезную угрозу для себя. 1/14 июня 1918 года в Высший военный совет поступил доклад о положении дел в районе Екатеринбурга: «На целом ряде заводов свергнута советская власть, — говорилось в нем. — Рабочие массы, [с]провоцированные белогвардейцами, в особенности меньшевиками и правыми эсерами, озлобленные ухудшением продовольствия и раздраженные неумелой постановкой разрешения целого ряда вопросов, связанных с национализацией всей уральской промышленности, подняли формальное восстание против Советов.

Особенно резко выступают фронтовики…

Верхне-Невьянские рабочие в количестве 500 человек ведут уже более 18-ти часов форменный бой с советскими войсками. В их руках пулеметы и даже бомбомет. Руководит ими опытная военная рука. В самом городе Екатеринбурге рабочие Верхне-Исетского завода на многотысячном митинге не давали говорить представителям советской власти и заявляли, что с чехословаками у них вражды никакой нет…»[7]. Восставшими была сделана попытка захвата Нижне-Тагильского завода, но неудачно — членов местного исполкома предупредили о нападении, и нападавшие были встречены пулеметным огнем.

Силы были, однако, слишком неравные, помощи восставшим оказано не было. «Железное кольцо советских войск становилось все теснее, а защитников у авантюристов становилось все меньше», — писали об этом восстании в «Правде»[8]. О мерах «подавления беспорядков» красными говорилось в секретной инструкции, переданной военному руководителю «внутреннего фронта района Таватуй — Невьянск» Вайняну: «Вам штаб фронта поручает не позже чем в [трех]дневный срок, вырвать с корнем контрреволюционное гнездо, засевшее в районе между Шайтанской и Таватуем. <…>

Ваша задача беспощадно выжечь все те заводские поселки, население которых принимало участие в контрреволюционных выступлениях»[9].

На пятый день мятежа к Невьянскому заводу подошли отряды пермских и нижнетагильских красногвардейцев с бронепоездом. Восставшие хотели устроить крушение, пустив навстречу бронепоезду платформу с песком, но красногвардейцы, заметив опасность, свалили платформу под откос. Бронепоезд продвинулся вперед и открыл огонь из орудий и пулеметов, красные войска почти без боя вступили в Невьянский завод. Повстанцы отступили вглубь Екатеринбургского уезда, в том числе «около трехсот человек при шести пулеметах…»[10] отошло в направлении Верхне-Тагильского завода.

И в Невьянском заводе, и в окрестных селениях и заводах начались массовые расправы с теми, кто, как казалось большевикам, был причастен к восстанию. Большая часть Невьянского завода была выжжена, земская больница разграблена. «Неистовствовали в этом селе большевики потому, что все его жители были антибольшевистски настроены», — писали в газете «Уральская жизнь»[11]. В июле 1918 года Уральский обком РКП(б) и Уралоблсовет даже выпустили листовку, посвященную Невьянским событиям, в которой содержался призыв «взять в железо имущие классы, мощной вооруженной рукой подавить внутреннюю и внешнюю контрреволюцию…»[12].

Не обошли расправы и Верхне-Тагильский завод. Известно, что там было арестовано несколько человек, которых отправили в Невьянский завод и затем расстреляли. Среди них находились и отец Иосиф Сиков с псаломщиком Аркадием Ляпустиным. Во время восстания, когда большая часть верхнетагильских большевиков находилась под арестом в одной из комнат волостной земской управы, батюшка предложил их освободить с условием, что в церкви они отрекутся от большевизма. Те согласились, их выпустили, но по дороге в храм все разбежались. Видимо, в ответ на такое «злодейство» священник с псаломщиком были обвинены в связях с повстанцами и 14/27 июня 1918 года расстреляны[13].

Лишь 23 июня/6 июля отец Иосиф был отпет в Преображенском соборе Невьянского завода и предан христианскому погребению на приходском кладбище. Так случилось, что чин отпевания совершал священник Иоанн Рыболовлев в сослужении двух будущих священномучеников: диаконов отца Иоанна Вишневского и отца Вячеслава Луканина. Вскоре им самим предстояло испить кровавую чашу страданий за Христа…

В августе Верхне-Тагильский завод был занят белыми, началось расследование злодеяний большевиков. К концу 1918 года был составлен список «расстрелянных и замученных большевиками священнослужителей епархии»[14], куда включили и имя отца Иосифа Сикова. В феврале 1919 года по благословению Преосвященнейшего Григория, епископа Екатеринбургского и Ирбитского, список этот был разослан по епархии «для поминовения убиенных на всеобщем поминовении в субботу мясопустную» и для «поминовения убиенных на проскомидии»[15]. Молитвы за убиенных стали возноситься во всех храмах и действовавших еще монастырях.

Кроме того, в сентябре 1918 года в Екатеринбурге было проведено епархиальное собрание под председательством Преосвященного Григория, на котором рассматривался вопрос о бедственном положении семей убитых священников. «Тяжкое горе семейств расстрелянных большевиками священнослужителей нашей епархии, их острая нужда и безвыходное положение встретили живой отклик и горячее сочувствие среди участников недавно закончившегося епархиального собрания, — писали в «Известиях Екатеринбургской Церкви». — …Выяснилась гнетущая, безотрадная картина материального положения некоторых сирот…»[16]. Семьям расстрелянных священнослужителей, в том числе и семье отца Иосифа Сикова, было решено оказывать материальную помощь. Для этого предполагалось ежемесячно в течение трех лет производить денежные сборы с духовенства, устроить сбор средств по церквям, выпустить брошюру, посвященную памяти погибших, и вырученные деньги употребить в общий фонд, организовать ряд чтений, лекций и концертов, посвященных памяти погибших иереев. «Все эти постановления принимались дружно, а многие из них — единогласно.

Приятно было сознавать и чувствовать, что в этом вопросе нет разногласий, что дух христианской любви и братской взаимопомощи объединил участников собрания в одну дружную семью…»[17].

Однако намерениям уральского духовенства не суждено было осуществиться во всей полноте: вскоре власть снова поменялась. Поминовение убиенных священно- и церковнослужителей на многие десятилетия оказалось под запретом, и их имена были практически забыты. Но прошли годы забвения, и более чем через восемьдесят лет после мученической кончины, 17 июля 2002 года, священномученик Иосиф Сиков решением Священного Синода был причислен к Собору новомучеников и исповедников Церкви Русской, а в 2010 году он был прославлен в Соборе Екатеринбургских святых. У престолов Божиих возносятся теперь молитвы не о его упокоении, а ему самому.

 

Источники

ГАСО. Ф. 6. Оп. 19. Д. 476, 685, 716.

Помянник 1919 года. ГААОСО. Ф. 1. Оп. 2. Д. 16854. Л. 50.

РГВА. Ф. 176. Оп. 3. Д. 102.

ЦДООСО. Ф. 41.Оп. 2. Д. 359, 386; Ф. 221. Оп. 2. Д. 106.

Жития святых Екатеринбургской епархии. — Екатеринбург: Издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2008.

Кручинин А.М. Невьянский набат: Народное восстание на Среднем Урале в июне 1918 г. Серия «Очерки истории Урала», Вып. 60. — Екатеринбург: Банк культурной информации, 2010.

Матвеев Н. М. Невьянское восстание // Народное сопротивление коммунизму в России: Урал и Прикамье. Ноябрь 1917 — январь 1919: документы и материалы / ред.-сост. М. С. Бернштам. Paris: Ymca-Press, 1982.

Печерин А. В. Иосиф Фомич Сиков. // Православная энциклопедия. Том XXV. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2010. С. 589–590.

Приходы и церкви Екатеринбургской епархии. Екатеринбург: Братство святого праведного Симеона, Верхотурского чудотворца, 1902.

Справочная книжка Екатеринбургской епархии на 1915 год. Екатеринбург, 1915.

Телицын В. Антибольшевизм уральских крестьян и его проявление в 1917–1921 гг. Режим доступа: http://www.rusk.ru/st.php?idar=422443. 25.12.2006.

Телицын В. Антибольшевизм уральских крестьян и его проявление в 1917–1921 гг. // Белая Гвардия. Альманах. Антибольшевистское повстанческое движение. М.: Посев, 2002. № 6.

Екатеринбургские епархиальные ведомости. 1914. № 13.

Известия Екатеринбургской Церкви. 1918. № 12–13, № 17–18.

Отечественные ведомости. 1919. 23 (10) февр. (№ 41).

Уральская жизнь. 1918. 2 авг., 18 сент.

 

На фото: Сообщение в «Известиях Екатеринбургской Церкви» за 1918 год о мученической кончине нескольких священнослужителей, в том числе, иерея Иосифа Сикова

 

По материалам епархиальной комиссии по канонизации святых


[1] Ныне город Верхний Тагил.

[2]Здравомыслов А., прот. На паломничестве старообрядцев на «Веселых горах» // ЕЕВ. 1915, № 43. Отд. неофиц. С. 748.

[3] См.: Печерин А. В. Иосиф Фомич Сиков. // Православная энциклопедия. Том XXV. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2010. С. 589.

[4] Цит. по: ЦДООСО. Ф. 41. Оп. 2. Д. 386. Л. 29–32. (См. также: История Невьянской авантюры // Известия Уральского областного совета. 1918. 19 июня (№ 136).

[5] Цит. по: ЦДООСО. Ф. 41. Оп. 2. Д. 386. Л. 32. (См. также: История Невьянской авантюры // Известия Уральского областного совета. 1918. 19 июня (№ 136).

[6] Цит. по: ЦДООСО. Ф. 41. Оп. 2. Д. 386. Л. 32. (См. также: История Невьянской авантюры // Известия Уральского областного совета. 1918. 19 июня (№ 136).

[7] ЦДООСО. Ф. 41. Оп. 2. Д. 359. Л. 21.

[8] ЦДООСО. Ф. 41. Оп. 2. Д. 386. Л. 38.

[9] ЦДООСО. Ф. 41. Оп. 2. Д. 359. Л. 63–65.

[10] Цит. по: Телицын В. Антибольшевизм уральских крестьян и его проявление в 1917–1921 гг. Режим доступа: http://www.rusk.ru/st.php?idar=422443. 25.12.2006. (См. также: РГВА. Ф. 176. Оп. 3. Д. 102. Л. 6–6 об.; Телицын В. Антибольшевизм уральских крестьян и его проявление в 1917–1921 гг. // Белая Гвардия. Альманах. Антибольшевистское повстанческое движение. М.: Посев, 2002. № 6. С. 53–58).

[11] Уральская жизнь. 1918. 18 сент.

[12] ЦДООСО. Ф. 221. Оп. 2. Д. 106. Л. 65.

[13] См.: Кручинин А.М. Невьянский набат: Народное восстание на Среднем Урале в июне 1918 г. Серия «Очерки истории Урала», Вып. 60. — Екатеринбург: Банк культурной информации, 2010. С.104.

[14] Отечественные ведомости. 1919. 23 (10) февр. (№ 41).

[15] Отечественные ведомости. 1919. 23 (10) февр. (№ 41).

[16] Известия Екатеринбургской Церкви. 1918. № 17–18. С. 338.

[17] Известия Екатеринбургской Церкви. 1918. № 17–18. С. 339.