Можно одно утверждать только, что родители Симеона были люди благочестивые и прилагали великие старания и заботы при воспитании своего сына, дабы сделать его добронравным и истинно верующим христианином. Это показывает вся последующая жизнь праведного Симеона.
Год рождения праведного Симеона с точностью также не известен, но на основании некоторых данных полагают, что он родился около 1607 года, то есть в ту самую печальную годину России, когда, наше отечество готово было в конец погибнуть от козней самозванцев и от внутренних нестроений, когда в России, по замечанию летописца, «все хотели быть выше своего звания: рабы — господами, чернь — дворянством, дворяне — вельможами…» («Ист. Гос. Рос.», 11., 11 и 12).
С раннего возраста праведный Симеон почувствовал отвращение от житейских благ н треволнений. С юной поры он начал стремиться к богомыслию и душеполезным подвигам. Но окружавшая его среда была большой ему помехой в этом добром, благочестивом деле. Ища уединения для более удобного исполнения подвигов благочестия, а также избегая несродных его душе тех смут и треволнений, которыми обуревалась тогда русская земля, праведный Симеон решился покинуть свою родину, почести, богатство и знатность и удалился в места более уединенные, дабы там беспрепятственно предаваться душеспасительным подвигам. Выбор его пал на сибирскую страну, незадолго до того присоединенную к России и мало известную еще тогда русским людям.
Сибирь в то время населена была почти одними полудикими инородцами, среди которых только едва начал проникать свет христианского учения. Между прочим, рядом с инородцами в Сибири немало было также и раскольников, частью сосланных сюда правительством, частью же самовольно сюда бежавших. Придя в сибирскую страну, святой Симеон поселился в селе Меркушинском, отстоявшем верстах в пятидесяти от города Верхотурья и расположившемся по берегу реки Туры.
Город Верхотурье основан был незадолго до прибытия в Сибирь праведного Симеона, именно в 1598 году. Этот город в то время составлял важный торговый пункт, ибо через него пролегал главный торговый путь из России, через Соликамск, в отдаленную Сибирь; Меркушинское же село основано было в 1620 году. Окрестности Меркушинского отличались величественно-прекрасным местоположением. Там можно было встретить и громадные скалистые горы, и голые пустынные равнины, и холмы, покрытые величавыми, вечнозелеными кедрами, соснами и елями. В Меркушинском был и храм во имя святого архистратига Божия Михаила, в который часто любил ходить праведный Симеон, и где он предавался искреннейшей и усерднейшей молитве.
Эта близость храма, с одной стороны, и отдаленность от мирских треволнений — с другой, заставили праведного Симеона полюбить село Меркушинское и поселиться в нем.
Но, живя в Меркушинском, праведный Симеон не имел там постоянного, определенного местопребывания, а переходил из дома в дом, от одного сельчанина к другому. Этому особенно способствовало то занятие, которым праведник поддерживал свое существование. Занятие это было — портняжничество, которому Симеон научился уже после того, как покинул свой родительский кров, и которого он потом не оставлял до конца своей жизни. Обыкновенно деревенские портные шьют одежду не у себя дома, как в городах, а в домах своих заказчиков, куда они являются по приглашению последних. Во все время работы портные, обшивающие крестьян, живут, едят и спят вместе с заказчиками в их доме. Состояние жилищ крестьян и их домашний быт по большей части, далеко не соответствуют вкусам и потребностям человека высшего круга. Для человека из высшего круга таковое было не переносимым бременем. Праведный же Симеон, не взирая на свое благородное происхождение и, следовательно, на развитость и требовательность своего вкуса и привычек, не пренебрегал проживанием в крестьянских хатах и с усердием занимался в них так мало соответствующим высокородному человеку портновским ремеслом. Поистине, высокий образец терпения и смирения! Из всех видов платья праведный Симеон шил большей частью «шубы с нашивками». С особенной любовью он занимался работой на бедных людей, с которых по большей части отказывался брать плату за свои труды. Он считал вполне достаточным для себя вознаграждением за труды кров и пищу, которыми он пользовался у хозяев во время работы. Чтобы избежать платы за труды, праведный Симеон, не докончив немного работы, нередко рано утром, без ведома хозяев уходил из дома и водворялся в новом месте. За это нередко приходилось ему переносить оскорбления и даже побои, и праведник переносил их терпеливо, как вполне заслуженные.
Другим любимым занятием праведного Симеона было ужение рыбы. Для этого он не редко уходил из Меркушина верст за десять в уединенное место, и там, на берегу Туры, под развесистой елью, садился с удочкой в руках и занимался ужением рыбы и размышлением о величии Творца, сотворившего небо и землю. Но и в этом занятии он проявлял умеренность и воздержанность. Он ловил рыбы столько, сколько требовалось ему для дневного пропитания. И теперь еще указывают тот камень на берегу Туры, на котором сиживал праведник во время ловли рыбы. Камень этот как бы нарочно приспособлен для ужения рыбы: нижняя часть его выступает вперед, так что сидящему на нем весьма удобно класть на него свои ноги.
Как сказано выше, вера христианская во времена Симеона в Сибирском крае была еще только в зачаточном состоянии. Число христиан там было очень невелико, да и те, которые исповедовали Xристову веру, были нетверды в ней. У тогдашних сибирских христиан еще не успели искорениться языческие понятия и языческие обычаи. Исповедуя Xриста, они в то же время втайне придерживались и своей прежней религии. Праведный Симеон нередко вступал с новообращенными христианами в религиозные собеседования и учил слушателей, как надо жить по Христову закону, дабы угодить Богу и спасти свою душу. Инородцы с удовольствием и большим вниманием слушали эти простые и задушевные назидания праведника и мало-помалу отставали от своих нехристианских наклонностей и обычаев.
Страдая болью живота, вероятно, от чрезмерного воздержания, Симеон скончался еще в молодых летах, а именно имея около тридцати пяти лет от рождения. Годом кончины его был 1642 г. Но в какое время года скончался праведный Симеон — осталось неизвестным. Жители села Меркушина, питавшие глубокое уважение к праведнику, с честью похоронили останки его у своей приходской Михайло-Архангельской церкви.
Вникая в житие праведного Симеона, всякий невольно придет к тому заключению, что это был действительно святой, богоугодный человек, ибо обладал всеми нужными для того качествами. Памятуя слова Спасителя: «Иже хощет по Мне итти, да отвержется и возьмет крест свой и по Мне грядет» (Мр. VII, 34), а также: «Иже любит отца и матерь паче Мене несть Мене достоин» (Мф. X, 37), праведный Симеон покидает родителей и все удовлетворения мирской жизни, удаляется в пустыню, ведет постнический образ жизни, занимается низким ремеслом, смиренно переносит обиды и оскорбления и в то же время поучает неокрепших в христианской вере инородцев истинам Христовой веры. Все это свидетельствует о высоких душевных качествах праведного, которые немногим достаются в удел.
Прошло около пятидесяти лет, и память о святом угоднике почти изгладилась: сменилось не одно поколение меркушинцев, отошли в вечность многие люди, бывшие при его жизни совсем юными.
Но не долго оставался в забвении праведный Симеон. Господу Богу угодно было явить его честные мощи сибирским людям для назидания и достойного чествования. В 1692 году гроб забытого праведника, к изумлению местных жителей, вдруг начал восходить из земли и явился поверх могилы. Сквозь щели его крышки можно было рассмотреть нетленные останки. Это удивительное восхождение гроба из земли и нетление находившихся в нем останков привело меркушинцев к мысли, что человек в чудесно явившемся гробе — муж праведный и богоугодный. Но кем именно был этот муж и чем угодил Богу, никто из них не знал. Вскоре от мощей угодника Божия обильно потекли струи чудодейственной силы — благодать исцелений, и это окончательно убедило жителей Меркушино, что почивший свят и праведен и во всем подобен тем праведникам, даже кости которых хранит Господь по Своему смотрению.
Нетление мощей праведного Симеона, с одной стороны, и обилие чудотворений, проистекавших от них, — с другой, убедили меркушинцев, а также окрестных жителей в праведности и святости лица, погребенного в так чудесно вышедшем из-под земли гробе. Все окрестные жители с глубоким благоговением и уважением относились к этим нетленным останкам праведного Симеона.
Митрополит Сибирский и Тобольский Игнатий, обретая мощи праведного Симеона, воскликнул: «Это точно некий новый святый, как Алексий или Иона, митрополиты российские, или чудотворец Сергий Радонежский, поелику такого же, как и эти святые чудотворцы, сподобился от Бога нетления…»
Всеобщее уважение и благоговение побудили некоторых благочестивых людей перенести мощи праведного в другое, более приличное место, дабы тем самым еще более возвеличить славу новоявленного угодника Божия. Несколько верхотурских граждан возымели намерение перенести мощи праведного Симеона в свой город Верхотурье, но различные обстоятельства долго служили препятствием к осуществлению этого благого их намерения. Одним из главных препятствий было продолжительное отсутствие из Сибири митрополита, у которого надо было испросить благословение на это благое дело. Когда прибыл в Тобольск преосвященный Филофей, то к нему тотчас же явились верхотурский воевода Алексей Иванович Калетин и таможенный голова Петр Худяков и от лица верхотурских граждан просили его разрешить им перенести мощи праведного Симеона из села Меркушина в город Верхотурье. Владыка одобрил это их благое намерение и разрешил им перенести мощи в верхотурский Николаевский монастырь.
Перенесение мощей назначено было на 8 сентября (1704 года); но стоявшая в то время ненастная погода побудила отложить это торжество до более благоприятного времени. Оно состоялось 12 сентября (по старому стилю), когда небо очистилось от дождевых туч и водворилась приятная погода.
Торжественная процессия, прибыв в Верхотурье, направилась в тамошний монастырь и в монастыре этом, в деревянном храме Покрова Пресвятой Богородицы, поставила мощи праведного. Вскоре, впрочем, св. мощи из Покровского храма перенесены были в церковь св. Николая. Старый гроб, в котором был похоронен праведный Симеон, оставлен был в селе Меркушино, в тамошней церкви. В прошедшем столетии церковь эта сгорела, а вместе с ней сгорел и гроб праведника.
Так совершилось торжественное перенесение мощей праведного Симеона в Верхотурье. С этого времени и начали именовать Симеона «верхотурским», а в память перенесения его мощей установлено было ежегодно 12/25 сентября совершать в честь его торжественное церковное празднование.