– Тема нашей беседы – отношение к смерти.
– Отношение к смерти мне представляется очень важной темой. Бывает, люди приходят в храм с различными вопросами, и когда у них спрашиваешь, что они считают самым главным в христианской вере, то ответы звучат по-разному на начальном этапе. Кто-то пришел – какие-то проблемы возникли, трудности, болезни, скорби, кто-то ищет душевного утешения: придешь в храм – хорошо, спокойно, ладан, свечи… Кому-то очень важны традиции русского народа, традиции Русской Церкви…
Но не будем забывать, что самый главный вопрос человеческий – несколько иной; на него не могут, по моему глубокому убеждению, ответить ни философия, ни психология, ни естественные науки – это вопрос жизни и смерти. Зачем человек живет, как нужно жить и что будет после смерти? И вера христианская в первую очередь отвечает на эти глубинные потребности человека.
Почему я говорю – глубинные? Нередко люди даже сами не осознают четко, что движущая сила их жизни. Между тем психологи, и мне доводилось об этом читать неоднократно, говорят, что все человеческие страхи, переживания имеют основанием один-единственный страх – страх человека перед смертью, перед небытием. Трудился человек в этом мире, жил, делал что-то, страдал, любил, ненавидел – приходит смертный час, и все разлетается в прах. И получается весьма печальная ситуация – сколь бы ни был человек велик, придем мы на кладбище, подойдем к его могиле и скажем: «жил он, трудился, создавал, любил – и все зря, все напрасно». Это, конечно же, если нет вечной, бессмертной души, нет любящего Бога Отца – Источника жизни и всякого блага.
Христианская вера дает человеку как раз то, что жаждет его душа. Люди старшего поколения, в отличие от молодых, потихонечку начинают замечать состояние своей души, начинают чувствовать, что проходят годы, ветшает тело, появляются морщины, ножки становятся немощными; зайдешь в трамвай, автобус – молодые люди место тебе уступают. И по первости человек удивляется: «с какой стати мне уступают место?»… Внешне человек меняется, а внутренний мир, душа ни старения, ни усталости, ни потребности к тому, чтобы жизнь закончилась, не имеет. Более того, существует внутренняя потребность к вечности, к бессмертию.
Я, будучи еще молодым священником, заметил один случай, который меня многому научил. Прихожу к одной старушке 82-х лет и вижу, что у бабушки в глазах тоска. Она смотрит на меня и говорит: «Ох, батюшка, еще бы пожить, хотя бы 10 лет»… 10 лет! И меня это так поразило, мне-то казалось, что в 80 лет таких желаний не должно появляться у людей, и подумалось: ну пройдет 10 лет, что изменится? 100 лет пройдет, 500 лет…
Душа человеческая не стареет. И вот эта внутренняя потребность бессмертия настолько глубоко укоренена в человеке, что даже люди, проповедующие атеизм, марксизм, коммунизм, и то внутренне, подспудно стремились, пусть в каких-то своих извращенных формах, реализовать, отстоять эту идею, смысл бессмертия. Достаточно обратиться лет на 30–40 назад, пройтись по нашим улицам и увидеть плакаты, слова Маяковского: «Ленин жил, Ленин будет жить». Ведь с точки зрения марксизма, атеизма – это абсурд полнейший: все, никакого Ленина нет с той поры, как дыхание в теле его завершилось. Говорили: «да, души нет, материя вечна, происходит распад материи на атомы, на частицы, но они же вечно существуют, это тоже часть тебя, через эти атомы ты тоже становишься участником вечности, бессмертия. А потом, если хорошо пятилетку выполнять ( я немножко вышучиваю это все), памятник поставят – в веках твои будут жить дела, потомки будут жить и уважать» – это все внутренняя потребность в бессмертии.
–Лидия, город Ульяновск: «6 лет тому назад я похоронила сына, и когда мы отпевали его в храме, у него по всей щеке пошел румянец. И это уже 6 лет у меня не выходит из головы».
– Дорогая сестра, вы похоронили сына; я думаю, что тут дело не в румянце. Что бы ни произошло на похоронах, обязательно бы у вас в памяти остался какой-то момент, который никогда бы не выходил из ваших мыслей.
Мне пришлось 10 лет служить священником на кладбище и проводить в последний путь не одну тысячу человек, я многократно наблюдал, что для родителей смерть и похороны детей – это всегда величайшее горе. После смерти детей могут пройти годы, сколько угодно, но вновь и вновь идет старая женщина, возможно, с мужем, к могиле своего ребенка, и не могут не идти… Кто знает, почему это случилось на похоронах. Думаю, это чисто физические, естественные причины. Не нужно об этом беспокоиться. То, что произошло, становится внешним поводом для вас, чтобы вы вновь и вновь возвращались к памяти своего сына. И смущаться этим не нужно.
Мне приходилось встречаться и разговаривать со многими матерями, и они никогда не забывают своих детей. И даже внешне можно, придя на кладбище, окинуть его взором и понять сразу же: вот там родители схоронили свое чадо, вот та могилка и вот та – по цветочкам, по памятнику это всегда видно.
Беседовал Тимофей Обухов