По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

Приход во имя Успения Божией Матери (пос. Новоуткинск)

Другие храмы

С основанием Уткинского завода жители относились Уткинско-Слободскому приходу и посещали церковь Георгия Победоносца, расположенную в пяти верстах от завода. Такое расстояние не могло удовлетворить паству. Утчане испытывали величайшее затруднение в исправлении треб: весной из-за разлива Чусовой и осенью по случаю ледохода невозможно было пригласить священника ни для напутствия, больного, ни для крещения младенца. Весьма часто случалось, что больные умирали без исповеди, а младенец без крещения.

Первое ходатайство о построении храма в Уткинском заводе было возбуждено главным Верх-Исетским заводским правлением в 1802 году перед Пермским преосвященным Иустином.

Заводоуправление и жители назначили от себя определенное содержания причту. Но просьба осталась без удовлетворения. После этого дело о построении церкви приостановилось на весьма продолжительное время. Вновь оно возникло только в начале 1830 года по ходатайству главного управляющего Верх-Исетскими заводами Егора Артемьевича Китаева, и на этот раз имело благоприятный исход. 15 ноября 1832 года преосвященный Пермский Аркадий подписал храмоданную грамоту на строительство церкви в Уткинском заводе.

Заложение храма было поручено совершить Екатеринбургскому протоиерею Бенедиктову, но он почему-то не исполнил поручение. При посещении Уткинского завода преосвященный Аркадий сам заложил храм 9 июля 1836 года. В августе 1838 года церковь была построена, а 4 сентября преосвященным Евлампием, епископом Екатеринбургским, при громадном стечении народа из всех окрестных селений, освящена. Церковь была построена на средства заводовладельца Яковлева, который не поскупился, ассигновав 569200 рублей.

Сумма по тем временам колоссальная! Пожалуй, расходы на строительство храма были оправданы. Однопрестольная, красивая, в богатом убранстве церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы встала в центре заводского поселка на правом возвышенном берегу Уткинского пруда. Стены сверкали белизной, а купол был ярко-зеленого цвета. Иконостас деревянный, двухъярусный, выкрашен розовой краской, резьба позолочена. В 1900 году вокруг храма, вместо деревянной, устроили металлическую с узорами ограду на каменном фундаменте, низ выложили из кирпича. Ворота, что вели в храм, такжеукрасили узорами из металла.

В праздники над округой разливался «малиновый» звон. Далеко был слышен голос церковных колоколов. В состав Уткинского прихода, кроме заводского населения, входили две деревни: Крылосово и Никитина (обе в 10 верстах от церкви). На 1901 год прихожан числилось 2738 душ обоего пола, из них 2007 человек — на самом заводе. Все население прихода — православные.

Двадцатый век изменил многое в жизни. Грянули революционные бури. Самодержавная власть уступила место Советам, которые сразу же отделили церковь от государства, а затем повели решительную борьбу с религией, церковью.

В 1922 году у церкви Успения Пресвятой Богородицы изъяли ценности в количестве 3-х килограммов серебра. В 1930 году по решению местных властей церковь закрыли, потом стали разрушать. В тот день, вспоминали старожилы, к храму собрался народ со всего поселка. Школьников вели в колоннах с флагами и барабанным боем как на праздник. Какой спрос с малолеток, когда им внушали о вредном воздействии религии на душу людей, на их бедственную жизнь из-за церковников. На глазах подрастающего поколения воинствующие атеисты-коммунисты разрушали очаг культуры, нравственности, духовности. Инициатива разрушения храмаисходила от районного Совета.

Колокола стягивали веревками в сторону пруда. Самый большой колокол рухнул, раскололся. Загудела земля.

Детвора хлопала в ладоши, кричала «ура». Старушки, крестясь, плакали, проклинали иродов, поднявших руку на божий храм, на духовную святость. Как не плакать? Разрушали святое русское.

Широкое использование получила в то время и такая форма борьбы, как массовое уничтожение икон. Их выбрасывали из церкви и сжигали в огромном костре, полыхавшем рядом с храмом. А среди них были ценные с исторической и художественной точек зрения. Руководители погрома тащили к себе все, что попало под руку.

Памятник старины, бывший по ленинскому декрету «всенародным достоянием», использовали на другие нужды. Для строительства детского сада понадобился кирпич, снесли ограду. И осталось здание обнаженной сиротой. Сколько памятников истории и культуры было уничтожено!

Прекрасное на земле, созданное человеческими руками, не сумели защитить от разрушительных сил. Вот когда в души молодых поколений закладывали антипатию ко всему прекрасному, историческому.

В годы Великой Отечественной войны в здании церкви разместили штамповочный цех завода сварочных машин, эвакуированный из Ленинграда. Других помещений не было. В спешном порядке установили станки и прессы, залили фундаменты. Этого требовала обстановка.

Здание бывшего храма работало на победу.

После войны в церкви организовали центральный склад завода «Искра». От беспечности на складе вспыхнул пожар. Огонь уничтожил перекрытия. Свод храма разрушился, купол треснул и рухнул внутрь. И застыло мгновение. От церкви остались обгорелые стены и… открытое небо.

Годы здание стояло в запустении, пока не настал час собирать камни.

Не искоренить веру русского народа. Вера — это соль, без которой не вкусна никакая пища. В 1996 году образовался приход. Люди повели разговор о восстановлении храма.

Екатеринбургская епархия поддержала инициативу верующих, послала в Новоуткинск отца Владислава с напутствием восстановить церковь. Отец Владислав имел некоторый опыт, провел работы по восстановлению звонницы Георгиевской церкви. Теперь он принял на себя весь груз по возрождению храма Успения на Утке-реке.

Говорят, лучше новый дом построить, чем восстанавливать старый. Мудро сказано. С последней работой намного сложнее, хлопотнее. Энтузиасты православной общины призвали население поселка на благое дело. Призыв нашел отклик. Многие пришли в разрушенный храм с киркой и лопатой, приняли активное участие в уборке мусора из здания. Работали по мере своих старческих сил. Им помогали и молодые люди. Совместными усилиями очистили здание от наслоений десятилетий, и сами почувствовали какое-то духовное очищение. Ведь этот обезглавленный, не имеющий купола и крестов храм — точно слепок нашей изуродованной жизни, безгласной души. И придя в церковь с желанием чем-то помочь ее восстановлению, они сделали первый шаг на другом пути. который называется покаянием.

С того времени идут работы по возрождению храма. Дело подвигается медленно. Не хватает средств. Их требуется много. По просьбе общины рабочие завода «Искра» отчислили на восстановление церкви по несколько рублей из заработной платы.

Тяжелое не поднимешь в одиночку. Нашлись помощники. Деятельное участие в возрождении храма Успения принял арбитражный управляющий Сергей Иванович Боровлев. На средства работников предприятия он пригнал необычный сверхмощный кран из другого региона страны, аж из Удмуртии, для подъема купола. Когда стрела крана поднимала купол диаметром десять метров и весом в десять тонн, в церкви пел хор.

С бору по сосенке — гласит пословица. Так и в восстановлении храма Успения принимают участие различные люди. Большую работу провели с помощью завода «Искра». Кроме того, завод подарил храму икону. Художник Георгиевской церкви Александр написал в качестве дара икону «Три святых».

Большую, можно сказать, неоценимую услугу, оказал Андрей Иванович Ураев, изготовивший иконостас. ОАО «Первоуральский новотрубный завод» помог трубной продукцией…

Работы по восстановлению церкви много. Но с Божьей помощью храм возродится. В этом следует уверовать. Ибо нет такого непосильного дела, которое не могли бы осилить православные люди.

Да воздается добром людям за труд, вложенный в возрождение храма Успения на Утке-реке!

http://www.sarskayautka.ru +7 (34392) 940-63, + 7 (34392) 9-48-66

623131, г. Первоуральск, пос. Новоуткинск, ул. Свердлова, 1а