По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

30 января 2026

Уральский священник рассказал с трибуны Совета Федерации о подвигах и силе духа защитников Отечества

На пленарном заседании XIV Рождественских парламентских встреч, прошедших в Совете Федерации 29 января 2026 года, с глубоким, искренним и трогательным свидетельством выступил полковой священник 589-го мотострелкового полка, настоятель Архиерейского подворья во имя Иверской иконы Божией Матери города Первоуральска протоиерей Василий Зудилов. Его простые слова, идущие от самого сердца человека, разделившего с бойцами все тяготы передовой, стали одним из самых ярких и запоминающихся моментов форума, раскрыли перед слушателями саму суть подвига и силу духа защитников Отечества.

С пронзительной достоверностью отец Василий описал суровую реальность, в которой происходит духовное перерождение человека. Он рассказал о «вчерашних обывателях, трудягах, актерах, учителях, добровольцах» из всех уголков России, которые, пройдя через встречу со страхом, болью утраты товарищей и мучительные вопросы о смысле происходящего, перерождаются в настоящих «чудо-богатырей», которым «нипочем ни стужа, ни огонь, ни трудности быта, ни опасности боя».

Кульминацией этого преображения, по словам полкового священника, становится встреча воина с Богом. В тесном, задымленном блиндаже, перед лицом смертельной опасности, рождается вера – не книжная, а выстраданная, живая.

– Ради одной этой встречи, именно с этим бойцом, нам обоим стоило прожить эти долгие годы, десятилетия, чтобы оказаться на войне… чтобы увидеть вместе любящего Бога, – с волнением отметил пастырь.

Личная история отца Василия открылась трагедией и величием, когда он рассказал о своем старшем сыне, гвардии-майоре Дмитрии Зудилове, который, прибыв в зону СВО, стал его командиром. С гордостью и христианским смирением священник говорил о сыне, который, получив тяжелые ранения, приобрел «ту самую, живую, настоящую силу, которую там раздает Господь всем верным своим сыновьям». Этот пример стал самым наглядным свидетельством торжества духа над плотью, веры над отчаянием.

У русских воинов, чудо-богатырей… есть эта необыкновенная сила… Этой недюжинной силой они сегодня побеждают и самих себя в своих грехах, и, между тем, недругов на поле боя, неся нам победу, – подчеркнул отец Василий.

Свое выступление с высокой трибуны батюшка завершил важнейшим вопросом, обращенным ко всему обществу: «Что будет с нашими воинами, когда они вернутся с фронта в мирную жизнь?». Он призвал не допустить ошибок прошлого и встретить героев не просто праздничными лозунгами, а «теплом своей любви и благодарности», помочь им вписать свою испытанную в бою духовную силу в мирную жизнь.

В них… есть громадный, основательный залог наших внутренних будущих побед, – убежден священник. И эта сила, сила веры, доверия Богу и жертвенной любви к Родине, способна обновить и преобразить всю нашу общественную жизнь.

Протоиерей Василий Зудилов своим выступлением оставил слушателей с чувством сопереживания и ясного понимания того, что истинная победа рождается не только на полях сражений, но и в человеческих сердцах, открытых Богу.

Приводим полный текст выступления отца Василия на пленарном заседании XIV Рождественских Парламентских встреч:

– Дорогая Валентина Ивановна и Ваше святейшество, дорогие слушатели и участники Рождественских парламентских встреч, приветствую вас на этой удивительной, плодотворной площадке!

Хотелось бы начать свое выступление с простого вопроса, который меня всегда занимал: «Что может русский солдат?»

Я, Зудилов Василий Геннадьевич – полковой священник. В самом детстве, еще с колыбели, слушал различные сказки наши, настоящие русские, в которых простой богатырь русский мог спокойно одолеть Змея Горыныча, Бабу Ягу, злых волшебников. Даже соловья-разбойника, и того приструнял. А если нужно, мог сварить и кашу из топора. Мог даже найти ответы на сложные загадки всяких умствующих красавиц. И, между тем, в школе я уже услышал о том, что этот же самый солдат дошел до Берлина и освободил однажды уже наш мир от нацизма. Тогда, наверное, я сформировал в себе желание поступить в училище, и в итоге стал офицером. Наверное, в процессе обучений всех, и своего жизненного пути, я осознал, что важнейшее свойство русского воина содержится в том, чтобы защитить добро на Земле. Тогда я узнал, что главное добро – это Бог.

И в итоге я стал священником в родном Первоуральске. Первого февраля 2023 года долго искал свой путь на фронт, и все-таки попал туда с благословения владыки Евгения (ныне он в президиуме), стал полковым священником. И стал замполитом штурмовой роты, потому что должности-то ведь нет. Куда меня поставить? На замполита. Попал в штурмовой батальон. В конечном итоге здесь я увидел своими глазами все то, о чем читал в детстве, и о чем слышал в сказках: как варится каша из топора в полевых условиях на костре, как по небу летит «Баба-Яга», как работает «Змей Горыныч», и как шумит «Буратино».

Я увидел рождение этого русского богатыря. Ведь он не рождается как-то особенно. Но вчерашние обыватели, трудяги, актеры, учителя, добровольцы – и буряты, и дагестанцы, и кто только не попадает туда, они все становятся, перерождаясь на моих глазах в тех самых суворовских чудо-богатырей, которым нипочем ни стужа, ни огонь, ни трудности быта, ни опасности боя. Да, они не рождаются сами собой. Сначала они встречаются со страхом, смертью и болью. Причем смерть товарищей на войне — это обязательное, какое-то неприятное, но все-таки обязательное, условие. А потом возникает боль утраты и потери своего товарища, близкого. И, наверное, эта боль серьезнее, чем физическая.

А потом у них рождаются мучительные вопросы: «За что вообще это происходит?», «Во имя чего?», «В чем смысл потерь?», «В чем смысл побед?», «Откуда берется радость после страданий?», «Где взять силы, чтобы это пережить самому?». Да еще и помочь, может быть, пережить тому, кто окажется в какое-то время с тобой рядом и у тебя будут силы для того, чтобы поддержать. Вот тогда и встречается этот боец, этот воин, этот солдат, этот богатырь, со священником прямо там, на полях войны. И тут начинается самый главный в жизни солдата разговор:  разговор с его личным священником. Духовным наставником и пастырем, который оказался рядом с ним. То ли со священником, то ли с самим Богом. Для него это примерно так.

В таких беседах исповедь, раскаяние прошедшей, порой бессмысленной прежде жизни, и немой вопль: «Бог, Ты где?» И такие недетские вопросы, ответы на которые, наверное, не найти даже в самых толстых научных книжках. И в этих беседах я вижу рождение такой веры, таких отношений с Богом, которых не видел за всю свою прошедшую, даже пасторскую, жизнь. Вот здесь рождается какая-то новая сила. Порой думаю, что ради одной этой встречи, именно с этим бойцом, нам обоим стоило прожить эти долгие годы, десятилетия, чтобы оказаться на войне в этом тесном, каком-то задымленном, блиндаже, здесь. Чтобы увидеть вместе любящего Бога.

Мой старший сын, гвардии-майор Зудилов Дмитрий, чудо-богатырь тоже, своего рода, который тоже заново родился на полях СВО. Он, когда пришел туда через год после того, как я уже был в войсках, вдруг чудом оказался моим командиром, приказы которого мне надо было исполнять. Мне не было стыдно за сына. Ни как за командира, ни как за сына, ни как за человека. Да, он попал под огонь вражеского дрона и ему перебило обе ноги и оторвало руку. На оставшейся руке осталось совсем немного пальцев. Но, между тем, я спрашиваю себя: «Что он действительно потерял?». Да, что-то потерял из своего тела, но мне кажется, он приобрел. Он приобрел ту самую живую, настоящую силу, которую там раздает Господь всем верным своим сыновьям. Да.

Он должен быть сегодня с нами в этом зале, но по причине того, что травмы тяжелые, он обнаружил неспособность приехать сюда, и находится на подготовке к операции. Но, между тем, столько много парней, которые готовы ответить на вызовы нашего времени, которые сегодня здесь мы обсуждаем.

Да, эти вызовы есть, они разнообразные. Как их преодолеть? Для чего? И главное, чьей силы? А ведь для этого нужна сила совсем не человеческая. Нужна сила, которую дает только Бог. Высоконравственная сила. У русских воинов, чудо-богатырей, рожденных там на полях и в блиндажах, при свете и копоти окопных свечей есть эта необыкновенная сила, порой они еще и сами-то не знают, как она действует, и как она может развернуться в их душе. Но она, эта сила, есть у них. Этой недюжиной силой они сегодня побеждают и самих себя в своих грехах, и, между тем, недругов на поле боя, неся нам победу. Как же я желаю, чтобы они все вернулись живыми и вдохнули в нашу обыденность вот эту самую силу, наполнили наш мир силой веры и доверия Богу. Силой любви к Родине и к человеку, за которых жизнь готовы сейчас отдать.

Они придут. Они – честные и прямые, в чем-то неудобные, но очень благодарные. Прежде всего, они благодарные Богу и вам – тем, кто их поддержал в свое время, кто их почувствовал, кто им помог, кто откликнулся своим сердцем на их благородный порыв защитить добро богатырским мечом Ильи Муромца, Алеши Поповича и могучего Добрыни. Кто горячо молился за них все эти трудные месяцы и годы.

Меня, как военного священника, сегодня очень серьезно трогает и глубоко-глубоко мучает один простой вопрос: что будет с нашими воинами, когда они вернутся с фронта в мирную жизнь? Ведь они могут потеряться, как, к сожалению, произошло уже с нашими однажды вернувшимися с афганской войны воинами, многие из которых не смогли себя найти в новой мирной реальности. А могут они стать силой эту реальность преображающей. Как бы я хотел, чтобы именно это произошло. Чтобы эта огромная духовная сила, сила совершившегося духовного перерождения воинов, сила, которой наши воины сегодня одолевают врага и побеждают зло, обновила бы общественную жизнь в нашем Отечестве. А для этого надо всего лишь, чтобы мы их встретили, согрев теплом своей любви и благодарности. Должны помочь им вернуться в мирную жизнь. В них, в наших ребятах, кажется, что есть громадный, основательный залог наших внутренних будущих побед. Встретим же достойно, по-суворовски – победим!