Представляем читателям очередную публикацию из цикла «Хранители веры. Средний Урал».
Публикация посвящается памяти православной семьи Яновских–Вознесенских, потомков новомучеников Российских.
В роду прихожанки храма Святителя Николая Чудотворца при УГГУ города Екатеринбурга Элины Шевелевой-Яновской, освещенном любовью и добрыми делами, хранится память о прадеде – священномученике отце Василии, маме – заслуженной учительнице, папе – заслуженном энергетике, которые сумели передать девочке все самое доброе, вечное и человечное. И, как черенку прекрасной розы, чтобы окончательно облагородить, родители привили ей еще и нашу истинную православную веру, которая, негромко, но твердо, из рук в руки, бережно передавалась по наследству. И традиция эта не прерывается.
Рассказом об истории дружной и крепкой семьи поделилась участница Клуба приходских пресс-секретарей Елена Александровна Ковкова.
Семья Яновских-Вознесенских
Элина родилась и выросла в красивом, чистом и очень зеленом городе Качканаре. Детство прошло среди гор и лесов, в окружении любви родителей — Валентины Михайловны и Николая Петровича Яновских. Мама – учитель математики, Учитель с большой буквы, человек редкого таланта и безграничной души. Папа – потомственный казак, Почетный энергетик, добрейший человек и любящий супруг. Свет, исходящий от них, освещал все ее детство и всю жизнь.
Помимо того, что мама – учитель от Бога, она была еще очень чуткой, внимательной, умеющей слушать и всегда поддержать в нужное время. Элина делилась с мамой, и получала от нее необходимую поддержку в решении проблем, любила с ней общаться.
– Помню, как сильно меня, десятилетнюю девочку, поразил, заставил сильно задуматься ответ мамы на мой вопрос, почему мы не живем в Ленинграде, ведь там есть наши родственники, – рассказывает Элина. – От мамы я тогда узнала, что на Урал ее родители были высланы из Ленинградской области в 1935 году как члены семьи репрессированного священнослужителя. Оказалось, мой прадедушка был священником.

Отец Василий Алексеевич Вознесенский (16.05.1885-февр.1947) был родом из Санкт-Петербургской губернии. Он служил в храме во имя Иоанна Предтечи в селе Прусынская горка Волховского района Ленинградской области. Вместе с женой Ольгой Николаевной Вознесенской, классной дамой, преподавателем музыки и семерыми музыкально одаренными детьми, они строили этот храм. В 1909 года отец Василий стал настоятелем этого прихода. В 1934 году священника арестовали и отправили в концлагерь, а семью 20 апреля 1935 года выселили на Урал.
Михаил Васильевич Вознесенский, дедушка Элины, мамин папа, как старший из семи детей, после ареста родителей решил не оставлять маму и поехать с ней. На Урал отправился вместе со своей молодой женой Анной Николаевной Вознесенской.
– Мои дедушка с бабушкой стали супругами за несколько месяцев до этого страшного события. Североуральск – Серов – Верхняя Синячиха – Ивдель – таков был маршрут их пребывания на уральской земле. За это время семья стала многодетной, пополнилась четырьмя детьми. Валечка – моя мама – была старшей в семье. На ее детство выпали тяжелые голодные военные годы, в которые и сформировался сильный характер. Она самостоятельно записала себя в первый класс, сама ходила за пять километров в школу, – вспоминает Элина. – Ухаживала за братом и сестрами, во всем помогала родителям в то тяжелое время. Через много невзгод, сложностей пришлось пройти ей на своем жизненном пути, и при этом мама всегда оставалась жизнерадостной. Хотя жизнь спецпереселенцев была трудной, сложной и тягостной, причем страдания душевные были гораздо страшнее физических.
Прабабушка, Ольга Николаевна, жена отца Василия, интеллигентная, тонкая натура, умерла через год после переселения на Урал. Прадед, отец Василий, освободился из концлагеря в 1946 году больным туберкулезом и через год умер. Позже священника Василия Алексеевича Вознесенского причислили к Новомученикам и исповедниками Русской Православной Церкви.
– Помню, как меня это потрясло. Я никак не могла понять, за что таким достойным, высокоинтеллигентным людям исковеркали жизнь, подвергли репрессиям, сделали врагами народа? За что арестовали прадедушку? За то, что строил храм, служил в нем, нес только добро людям? А мама была репрессирована с рождения? – делится Элина. – Я поражаюсь до сих пор решимости мамы крестить меня в то безбожное время. Мне было лет 10-11. Она – учительница, которую знал весь город, рисковала всем. В первую очередь, могла потерять работу. Но меня крестили в городе Феодосия, и все благодаря маминому сильному, стойкому характеру, решительности и ее силе духа.
Элина часто вспоминает, что всегда, когда она шла в художественную школу, поднимаясь в гору, и поворачивалась, то отчетливо видела мамочку, стоявшую у окна и крестившую вслед.
…После замужества Элины и рождения в семье Шевелевых-Яновских сына, ее родители переехали из Качканара в Екатеринбург, помогать растить внука.
– Мы часто всей семьей ходили на службы в храм, – рассказывает Элина. – В Ивановский – потому что прадед отец Василий служил тоже в таком же, в Никольский – мы все прихожане этого храма, в нем наш духовник, и моего папу зовут Николай, и он оканчивал горный институт, в Ново –Тихвинский монастырь, в храм Александра Невского, – имя Александр носит мой сын, так звали моего погибшего брата, и еще – моя бабушка по маминой линии родом из города Тихвина. А однажды в Ново-Тихвинской обители к маме подошел священник, оказалось, бывший ее ученик…
В последние годы жизни родители Элины жили в деревне Решеты. Они участвовали в строительстве храма Покрова Божией Матери, по субботам вместе и ходили на службы в него. Маму Элины там и провожали в Вечность. Папу Николая отпевали в Никольском храме. Родители являлись благотворителями этих храмов.
– Неправда, что годы лечат. Да, страдания и боль утраты дорогого человека немного притупляются, но душевная боль остается на всю жизнь, – делится Элина. – Всю свою жизнь я жила под маминым ласковым крылом, которого так сейчас не хватает, не хватает ее мудрых советов и папиной защиты.
Память и преемственность
В семье Шевелевых-Яновских бережно хранится нательный крест прадеда отца Василия с выгравированной надписью на старославянском «Пресвитеру, дающему образ верным словом и житием…» (Установлено благочестивое царствование Императора Павла I, 18 декабря 1787 года) и две старинные иконы – Божией Матери и святителя Николая Чудотворца.
А недавно Элина узнала, что и по линии прабабушки, Ольги Николаевны Вознесенской, урожденной Брянцевой, тоже был священник – Павел Брянцев, также причисленный к лику святых. Вот такой именитый род!
– Завещали родители нам и свою любовь, с которой каждый из нас шел по дороге жизни. Я люблю свою Родину – Россию, люблю Качканар, где прошло все мое детство, обожаю мою семью и стараюсь так жизнь прожить, чтобы быть достойной своих родителей и родственников, пострадавших за веру, – говорит Элина Шевелева-Яновская. – Хочется и сыну передать то, что вложено нашими родителями в нас – умение держать слово, брать ответственность, говорить правду, любить Родину. А еще – помнить родных. Хранить веру.
Элина Шевелева-Яновская, взяв все самое лучшее от своих предков, щедро делится всеми своими талантами с учениками, коллегами, друзьями и прихожанами храма святителя Николая Чудотворца при УГГУ города Екатеринбурга. Сама занимается в приходском танцевальном коллективе «Кадриль» и поет в хоре прихода «Славия», сын поет на клиросе, всей семьей участвуют во всех спортивных и просветительских мероприятиях храма святителя Николая Чудотворца.