
Сегодня, 2 декабря 2025 года, в день памяти святителя Филарета, митрополита Московского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл за Литургией в Храме Христа Спасителя возглавил хиротонию архимандрита Мелитона (Зыбина) во епископа Нижнетагильского и Невьянского. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви напутствовал епископа Мелитона на служение и вручил ему архиерейский жезл.
Преосвященный епископ Мелитон!
Ныне во святем храме сем Господь, Сердцеведец всех, сподобил тебя принять жребий апостольского служения (Деян. 1:24-25). И сегодня ты произнес величественные слова архиерейской присяги, дал торжественные обещания, мы не упоминаем слово «клятвы», но на самом деле это не просто обещания, это присяга, и засвидетельствовал, что ничто в мире и даже сама смерть не заставит тебя действовать вопреки Божественным и священным правилам (чин архиерейской хиротонии). Пусть же решимость, с которой ты ныне давал эти обещания, в будущем только крепнет, горячее желание вести людей ко спасению не ослабевает, а любовь к Богу вдохновляет взирающих на тебя стремиться к добродетельной и непорочной жизни.
Решением Священного Синода тебе вверено управлять Нижнетагильской епархией. Тебя ждут незнакомые тебе и не знающие тебя люди, но ждут с надеждой, что ты будешь мудрым наставником, любящим отцом, не только готовым общаться с чадами, но и делающим это с искренним усердием. Две тысячи лет назад святой апостол Иоанн Богослов, движимый любовью к словесному стаду Христову, сказал: «Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь прийти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна» (2 Ин. 1:12). За эти двадцать веков важность личного общения архипастыря с пасомыми не уменьшилась, а стала еще более очевидной, поскольку потребность в добром наставлении, во внимании и заботе никуда не исчезла, а средства связи, замещающие живое общение, умножились и усовершенствовались. Ты же будь открыт к взаимодействию с людьми, не воспринимай это как нелегкое бремя и тяжелую обязанность, никогда не уклоняйся от встреч и не уходи в некий виртуальный затвор. Бывало, говорили мне прихожане: «У нас хороший владыка, но он часто в затвор уходит». Я знал, что по жизни владыка совсем не аскет и не требует затвора, значит, под этим затвором было что-то другое — либо желание отдохнуть, либо, может быть, действительно утомление от работы. Но какое-то немотивированное удаление архипастыря от людей всегда порождает у кого-то из верующих людей скорбь, разные мысли. Поэтому архиерей, стоящий на высокой свещнице (см. Мф. 5:15), с которой его видно всем, должен помнить, что он давал архиерейскую присягу быть верным своему служению, а значит быть вместе со своим народом.
Предстоящее тебе служение требует больших сил: оно, по слову преподобного Исидора Пелусиота, выше царской власти, так как одно — править делами земными, а другое — Божественными (Письма. Том II. 306). В своих творениях этот последователь и почитатель святителя Иоанна Златоуста среди прочего описывает составляющие епископского служения, которые за многие века практически не изменились, — испытание посвящаемых, пропитание алчущих, заступление за обиженных, защита вдов, наказание обидчиков, обличение покушающихся начальствовать беззаконно, хождение за недужными, посещение заключенных в темницах, утешение бедствующих, уцеломудрение согрешающих (Там же). Как видишь, и сегодня ни об одном из этих дел ты не можешь сказать «я не обязан, меня это не касается, пусть этим занимаются другие». Все эти важные задачи не утратили своей актуальности и входят в те или иные формы современной церковной жизни и церковного служения. Размышляя об их многообразии и о возложенной на епископа ответственности по их осуществлению, преподобный Исидор заключает: Дело, а не покой; забота, а не забава; отеческая попечительность, а не самоуправное самозаконие; домостроительная распорядительность, а не безотчетное властвование (Там же). Начертай сии слова на скрижалях сердца своего: следуй им во все дни жизни, и ты сможешь стать добрым соработником и надежным помощником митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Евгения, участвовавшего ныне в твоей хиротонии.
Имея попечение о вверенной тебе пастве и вдохновляя всех ответственных за развитие различных направлений церковного служения, не забывай о главном — о совершении таинства Святой Евхаристии и о постоянстве в молитве. Ты делаешь дело Божие, посему тебе надлежит во всем полагаться на помощь Превечного Архиерея Христа, а не на свои силы, говорить народу слова жизни (Деян. 5:20), а не личные мнения и предпочтения, заботиться о спасении людей, а не о своем комфорте и довольстве. Как только начинает архиерей в первую очередь о себе заботиться, обставляя себя комфортом и довольством, сразу, как говорят в современной социологии, резко понижается его рейтинг. А на нашем языке — народ перестает с любовью и уважением в полной мере воспринимать своего архиерея. Нередко мне приходилось слышать: «Хороший у нас владыка, но что-то его не видно, он где-то в каких-то разъездах постоянно; хороший владыка, но очень как-то принимает редко, а если принимает, то трудно на прием записаться». Это всё характеризует такого архиерея, который просто не понимает, к чему он призван и что должен совершать. Вторя блаженному Августину, скажу: «Я осмеливаюсь твердо заявить, что не бывает плохих епископов; потому что если они плохие, то они и не епископы» (Проповедь 340А). Это очень знаменитая проповедь блаженного Августина. Помни, что твое служение не должно ограничиваться одним лишь надзиранием, ибо, как продолжал блаженный Августин, виноградник может охранять и пугало (Там же). Повесь пугало — ветер поднялся, и пугало охраняет виноградник. Все те, кто желает поклевать винные ягоды, отлетают от этого пугала. Ты же поставлен делателем нивы Христовой, а не бездушным наблюдателем, которому нет дела ни до сорняков, ни до вредителей, ни до засухи. От тебя зависит, принесет ли нива добрые плоды или будет печалить взирающих на нее мерзостью запустения. Пусть же стараниями твоими во вверенном тебе уделе Господь явит правду и славу пред народом, как земля взращивает цвет свой и сад семена свои (Ис. 61:11).
Трудясь на ниве Христовой, помни слова апостола: «Кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою, чтобы получить ожидаемое» (1 Кор. 9:10). Ожидаемое же есть спасение врученных тебе людей, а надежда на успех сего дела должна основываться на твердом уповании на Бога, Которому все возможно.
Вняв Патриаршему напутствию, прими сей жезл — символ дарованной тебе ныне епископской власти — и благослови предстоящих людей, молившихся сегодня о том, чтобы в предстоящем тебе правлении и действии Сам Спаситель наш Иисус Христос был тебе Помощником (последование архиерейской хиротонии). Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси