О духовном смысле праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня – пастырское наставление наместника Крестовоздвиженского мужского монастыря игумена Флавиана (Матвеева). Торжественные богослужения в этот день будут совершены во всех православных храмах Екатеринбургской епархии.
– Праздник Всемирного Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня – праздник суровой скорби и проникновенной надежды, праздник поста, покаяния и светлого благодарения. Во всех храмах в канун Воздвижения на середину храма выносится изображение Распятия Христова, украшается цветами. Поются прекрасные песнопения, прославляющие страдания Спасителя мира, пролившего Свою Пречистую Кровь во искупление грехов всего человечества.
И мы скорбим. Мы проникаемся болью Спасителя, осознаем свою греховность, и понимаем: вот мои грехи. И вот – Кровь Христова, омывающая их. И вот – Его смерть. Но в то же самое время осознаем: вслед за смертью Христа Спасителя обязательно будет и событие Его Воскресения – главное событие земной человеческой истории, всех времен и всех народов. И это событие неизбежно и в моей душе, скорбящей сейчас у Креста. И я, и мы все, православные христиане, вздохнем позже широкой грудью и прославим Светлое Христово Воскресение.
В этот день мы вглядываемся своими духовными очами в церковное предание об обретении святой равноапостольной Еленой Честного Христа Христова, и замираем душой пред величием чуда. Никакими человеческими усилиями невозможно было найти Крест Христов после веков запустения в Иерусалиме, на этом святом месте.
Но святая Елена желала обрести святыню. Она пылала молитвой, горела надеждой. И Господь этой надежды не посрамил. Найден был Крест Христов, поднят вверх, а затем разошелся по всему миру тысячами малых частей, для укрепления веры православных христиан.
Мы – люди слабые верой, грешные жизнью. Нам так важно для подкрепления нашей веры что-то святое увидеть, прикоснуться, и тогда, по милости Божией, крепнет вера наша.
Главное, чтобы мы понимали, что каждая такая частичка – не сама по себе святыня и источник чудотворений. Чудотворен Сам Бог, ставший Человеком, распростерший Свои руки на Кресте в смертной муке. Именно к Нему, открывающемуся нам со страниц Евангелия и через Чашу Причащения, устремляем мы свои духовные взоры. А осязаемая святыня – это начало такого необходимого мысленного пути веры. И чтобы нам было легче этот путь веры проходить, Святая Церковь установила в праздничный день пост. Легки в этот день должны быть наши желудки, никаких препятствий не должно быть нашему мысленному проникновению в суть этого величественного праздника.
Очень трогательно, что праздник Крестовоздвижения в нашем церковном календаре связан с праздником Преображения Господня. Само событие Преображения Спасителя на горе Фавор, судя по евангельскому повествованию, произошло весной, за сорок дней до Его Распятия. И если бы была соблюдена эта последовательность евангельских событий в весеннее время, то празднование Преображения приходилось бы на самое начало Великого Поста. На время пролития слез о грехах наших.
И празднику Преображения в церковном календаре премудро нашлось другое место, в конце лета. Чтобы через сорок дней было бы еще одно воспоминание страданий Христовых. И этим воспоминанием стал строгий, скорбный праздник Крестовоздвижения.
Вначале в конце лета – Преображение Господне, затем, как в Великую Пятницу – благоговение пред страданиями Христовыми, и потом, в первый же воскресный день – новое переживание Святой Пасхи, Воскресения Христа из мертвых.
Конечно, все мы стараемся освободиться от грехов своих на исповеди, приступить к Чаше Причастия в этот святой день, чтобы соединиться с Самим Христом Спасителем, пребыть с Ним в Его страданиях и проникнуть в Тайну Его Воскресения. И воздать благодарение. Ощутить на себе свой нательный Крест, поднять голову к небу и увидеть Крест, венчающий храм, куда мы спешим на службу. Осознать, как значим этот символ в нашей христианской жизни. Как он нам нужен, как он нам дорог.
Видим Крест – и вот мысль наша уже не где-то в суете мира, а вместе со Христом. Дивны дела Твои, Господи! Благодарим Тебя за Твои дары, благодарим за путь веры нашей, благодарим Тебя за то, что конец этого пути – Сам Ты, Спаситель мира.