По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

18 августа 2025

«Пермский златоуст»: к 150-летию со дня рождения игумена Серафима (Кузнецова)

16 (3 по старому стилю) августа исполнилось 150 лет со дня рождения игумена Серафима (Кузнецова).

Пермский златоуст, – так называли отца Серафима (в миру Георгия Михайловича Кузнецова), уроженца Чердыни, принявшего монашество по благословению праведного Иоанна Кронштадтского, основателя Серафимо-Алексеевского скита на Белой Горе, вдумчивого исследователя и горячего проповедника, фронтового священника Первой мировой войны.

Приводим одно из писем, которое практически с линии боевого соприкосновения Первой Мировой войны отправил будущему священномученику Андронику Пермскому и Соликамскому отец Серафим (Кузнецов).  Отец Серафим (Кузнецов) находился на фронте в качестве гвардейского полкового (с марта по август 1915 года), затем — корпусного священнослужителя (с весны 1916 года). С фронта он регулярно писал епископу Пермскому и Соликамскому Андронику (Никольскому) из действующей армии, и письма его по благословению владыки сразу же публиковались в Пермских епархиальных ведомостях.

«Дорогой Владыко! Христос Воскресе. Прошу благословения и архипастырских молитв. Слава Богу: жив, здоров и бодр. За это время успел навестить три гвардейских полка. Помимо изучения боевой жизни, почти со всеми побеседовал, сказав сердечное слово о высоте долга военной службы. Дух их бодр и геройски настроенный. Переутомления они не высказывают, а крепятся, свято исполняя священный долг. Таких героев можно только убить, а не победить. Наша доблестная гвардия с помощью Божией в настоящую войну прославила себя бессмертными геройскими делами и вплела в свой победный венок новые лавры славных дел. В великую Субботу я служил в походной церкви на передовых позициях М. полка. Пасхальную утреню служил в гвардейской дивизии и после службы ночью ушел в окопы, где пробыл до семи часов утра, обойдя окопы всего М. полка. Очень рады были гг. офицеры и нижние чины, что в светлую ночь их навестило духовное лицо. Петь в окопах было нельзя, а приветствовал вполголоса, ибо неприятельские окопы от наших местами отстоят очень близко — до 30 сажень. Вперед в окопы я добрался с опытным и смелым офицером благополучно, ибо было темно и неприятель нас не заметил, а в окопах он обратил на нас внимание и открыл ружейный огонь. Когда же пришлось обратно идти из окопов, то было уже светло и враг, увидав нас, открыл сильный ружейный огонь. Пули свистели со всех сторон. Пришлось делать перебежки и часто ложиться на землю, а местами и ползком выбираться из неприятельского огня. Слава Богу, благополучно возвратился — жив и невредим. Бесконечно рад, что пришлось Светлую ночь провести в окопах среди дорогих наших бессмертных героев. Теперь вполне понимаю весь тот ужас, который переживают наши храбрые герои. Велик и бесконечно велик и свят их подвиг. Был свидетелем атак многих неприятельских аэропланов, бросавших много бомб, но безрезультатно. Также же был на позициях, где стреляла наша артиллерия и где около нас разрывались тяжелые неприятельские бомбы. Все относятся ко мне сочувственно, внимательно и родственно. Вероятно, посещение остальных гвардейских полков займет у меня Пасхальную и Фомину недели.
Вашего Преосвященства, Милостивейшего Архипастыря и Отца, нижайший послушник игумен Серафим».

Его труды высоко ценил Государь Николай Второй, о котором впоследствии отец Серафим написал книгу «Православный Царь-Мученик». Его советы принимала Великая Княгиня Елизавета Феодоровна. И именно ему было суждено обретать в Алапаевске осенью 1918 года, а затем увозить вместе с отступавшей Белой Армией честные тела Великого Князя Сергея Михайловича и его секретаря Феодора Ремеза, князей Императорской крови Иоанна, Константина и Игоря Константиновичей, князя Владимира Палея и преподобномучениц Великой Княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары.

Гробы Алапаевских мучеников в Пекине

Как же надо было быть верным своему обещанию, данному Великой Княгине Елизавете Федоровне в ответ на просьбу: «Если меня убьют, похороните меня по-христиански», как надо было доверять Богу и не бояться за свою жизнь, чтобы провезти 8 гробов через охваченную кровавым безумием страну!

К этому времени были уже зверски убиты красными духовный отец игумена Серафима священномученик Андроник Пермский и Соликамский и другие монахи родного ему Русского Афона, как называли Белогорскую обитель. К этому времени произошло много того, что могло остановить отца Серафима, хотя бы из чувства самосохранения. Но самосохранение – это было вообще не про него.
Алапаевских мучеников–мужчин он оставил в Пекине, где они были достойно погребены. А честные тела Великой Княгини Елисаветы и инокини Варвары при содействии принцессы Виктории Баттенбергской отец Серафим доставил в Иерусалим, чтобы уберечь от поругания.

В Гефсимании, в том самом храме равноапостольной Марии Магдалины, на освящении которого присутствовала Великая Княгиня Елисавета Феодоровна, упокоилась она вместе с верной келейницей Варварой (Яковлевой).

С 1921 по 1959 год – 38 лет, до самой своей смерти, игумен Серафим (Кузнецов) жил на Святой Земле, и это был очень сложный период, наполненный испытаниями. Он не перешел в Русскую православную церковь заграницей – остался верен Святейшему Патриарху Тихону и Церкви в Отечестве. В связи с этим терпел гонения и клевету. Но с огромным уважением относились к отцу Серафиму Патриарх и духовенство Иерусалимской церкви.

В 1945 году, как только после приезда на Святую Землю Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского) представилась возможность, игумен Серафим (Кузнецов) официально вернулся под омофор Русской Православной Церкви, общение с которой поддерживал все эти годы.

По благословению Патриарха Иерусалимского Дамиана игумен Серафим (Кузнецов) жил на Малой Галилее, и после кончины был погребен там. Это место на Елеонской горе – место второго Благовещения. Так называют явление Архангела Гавриила Деве Марии с долгожданной вестью о Ее скором успении – отшествии с земли на Небо, к Божественному Сыну. 

Во дни Успенского поста мы вспоминаем отца Серафима и молимся о его упокоении.

16 августа 2025 года, в день 150-летия со дня рождения архимандрита Серафима (Кузнецова) в уральской столице, в Храме-Памятнике на Крови была совершена панихида. Первый Православный телеканал Союз подготовил программу, посвященную памяти отца Серафима. Ведущая программы и автор текста – Светлана Ладина.