Седмица 10-я по Пятидесятнице.
Сегодня, 14 августа 2025 года, Православная Церковь чтит память Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня; семи мучеников Маккавеев: Авима, Антонина, Гурия, Елеазара, Евсевона, Алима и Маркелла, матери их Соломонии и учителя их Елеазара (166 до Р.Х.); мчч. в Пергии Памфилийской: Леонтия, Аттия, Александра, Киндея, Минсифея, Кириака, Минеона, Катуна и Евклея (III); Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице (1164); обретение мощей прп. Софии Суздальской (1995); сщмч. Димитрия пресвитера (1937).
Начало Успенского поста. Монастырский устав: горячая пища без масла.
14 августа, в первый день начала Успенского поста, Православная Церковь празднует происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня.
В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (31 июля, т.е. 13 августа по нов. ст. — прим. ред.), износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь Святой Софии — Премудрости Божией). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста».
В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года. В «Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения», составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 (14 по нов. ст. — прим. ред.) августа: «А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем».
Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах ХVI века: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1».
По принятому ныне в Русской Церкви чину малое освящение воды 14 августа по новому стилю совершается до или после литургии. Вместе с освящением воды совершается освящение меда. С этого дня благословляется вкушение его нового сбора.
Кондак Креста Господня, глас 4:
Вознесыйся на Крест волею,/ тезоименитому Твоему новому жительству/ щедроты Твоя даруй, Христе Боже,/ возвесели нас силою Твоею,/ победы дая нам на супостаты,/ пособие имущим Твое оружие мира// непобедимую победу.