По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

22 июля 2025

«Мы идём к святой Руси»: участники Царского крестного хода – о его объединяющей силе

 

Вместе с несколькими десятками тысяч верующих в ночь с 16 на 17 июля 2025 года Царским крестным ходом от Храма-Памятника на Крови до монастыря святых Царственных страстотерпцев прошел военный корреспондент и ведущий телеканала «Спас» Андрей Афанасьев. В вышедшем в эфире сюжете он и другие паломники поделились своими впечатлениями о главном событии Царских дней.

Царский крестный ход во многих смыслах срединное событие. Проходит он в ночь с 16 на 17 июля – середина лета. Находимся мы сейчас на Урале, в «становом хребте России». И, безусловно, он посвящен событию, разделившему нашу историю на «до» и «после» – убийству Царской семьи. И, конечно же, здесь звучат ноты памяти, покаяния и надежды. С особым чувством я иду в этом крестном ходе, потому что в этот раз над нами развивается стяг, который был воздвигнут над освобожденным Угледаром (город в Донецкой Народной Республике, бои за который велись почти два года – прим. ред.), – этим монологом Андрея Афанасьева открывается сюжет. 

Далее военкор беседует с другими участниками Царского крестного хода. Среди них — Генеральный директор телеканала «Спас» Борис Корчевников. Борис Вячеславович обращает внимание на символичность крестного хода – его участники идут из темноты ночи в рассвет.

И у меня ощущение, что это происходит не только в Екатеринбурге. Во время этого крестного хода во всей России рассеивается какая-то тьма, тьма этого подвала Ипатеьвского дома — тьма, в которую погрузилась вся страна. Она рассеивается благодаря во многом крестному ходу и этой молитве. Мы сейчас задаёмся вопросом — кто мы, куда мы, про что мы, куда мы идём, за что мы под этим знаменем Спаса Нерукотворного воюем? А здесь идут люди, которые знают ответы на эти вопросы. Мы идём к святой Руси. Мы идём оттуда, откуда нас оторвали. Идём всю ночь из тьмы к свету, – подчеркивает Борис Корчевников.

 

Участвует в Царском крестном ходе и известная телеведущая «Спаса» Вероника Иващенко. Она участвует впервые, испытывая «ощущение сразу всех праздников на свете».

— Бесконечно ты внутри молишься, ликуешь. Тут кричат «Христос Воскресе», и молитвы не заканчиваются. Это какая-то мощь, это сила, это прям настоящая Россия, — делится Вероника. 

Об особом духе святой Руси говорит и педагог, начальник Управления казачьих молодежных проектов МГУТУ им. К.Г. Разумовского Илья Ипатов.

Вот в эту ночь, с 16-го на 17-го, здесь самая настоящая, многовековая святая Русь. Я впервые в Екатеринбурге, и это непередаваемо. Всем рекомендую чуть-чуть заранее приехать, когда есть возможность одному подойти [в Храм-на-Крови], помолчать, помолиться, поплакать, постоять на коленях, потому что вот здесь была прервана тысячелетняя Россия в 1918 году и здесь же она возрождается, – подчеркивает Илья Ипатов. 

Координатор регионального отделения «Русской общины» Игорь Черноскутов в свою очередь отмечает: благодаря Царскому крестному ходу мы через небольшие трудности понимаем, насколько наше объединение важно.

— Мы прошли это все вместе, и дальше при уже каких-то более серьезных трудностях мы будем держаться прямо плотно-плотно друг с другом и никогда не оставим. Помимо этого, мы всегда помним о нашей Русской Голгофе в нашем славном граде Екатеринбурге. Когда-то здесь все закончилось, но когда-то здесь все заново возродится и начнется. Русь проснется, [восстанет] из пепла.

Самое главное, отмечает Андрей Афанасьев, что нужно понимать человеку «внешнему» о Царском крестном ходе – это то, что все его участники приехали сюда, в Екатеринбург, по собственному желанию, взяв отгулы, потратив деньги и силы. 

—Это не разнарядка, это не галочка, это не какое-то распределение на работе или на учебе. Это именно личное желание каждого конкретного человека. И во многом поэтому это событие, как любой другой крупный крестный ход, можно назвать именно настоящим волеизъявлением. Кто еще вот так вот добровольцами может собрать такое количество неравнодушных, замечательных людей? Пожалуй, никто, – резюмирует ведущий телеканала «Спас».