Слово митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Евгения на открытии монашеской конференции «Суть монашеского подвига в современном мире», которая состоялась 19 июня 2025 года в Александро-Невской Ново-Тихвинской обители города Екатеринбурга.
– Возлюбленные о Господе Преосвященные Архипастыри, пастыри, матушки игумении, боголюбивые иноки и инокини, братья и сестры!
Искренне рад видеть всех собравшихся на нашем круглом столе, вновь посвященному монашескому деланию.
Прежде всего, напомним себе, что мы встречаемся в юбилейный год памяти I Вселенского собора. И наше сегодняшнее собрание — это тоже малый собор. 15 епархий Уральского Федерального округа, 9 архипастырей, руководители обителей, — все это – драгоценное достояние нашей Церкви, и такие монашеские конференции, ежегодно совершаемые по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, это несомненное выражение всё того же вневременного свойства Церкви — её соборности.
Конечно, мы здесь не призваны решать общецерковные вопросы, но темы, которые мы затронем в наших беседах — это те темы, с которыми мы пойдем к нашим братьям и сёстрам, в наши монастыри, наши храмы, в общины — помогать, наставлять, утверждать, созидать.
В этом году мы так же особенно чтим память Святейшего Московского Всероссийского Патриарха Тихона. Недавно в Екатеринбурге мы встречали его мощи, молились перед ними, и иные епархии нашей Церкви встречают святителя. Став монахом сразу после окончания духовной академии, всю свою жизнь он положил, чтобы стяжать ангельский образ, вне зависимости от места, от послушания, от положения. Однажды, будучи еще архиереем в Америке, в Свято-Тихоновском монастыре в Пенсильвании, он обратился к братии с речью, в которой увещевал их жить жизнью, достойной монахов, отметив, что постриг – это еще не монашество, что монахами им еще надлежит только стать.
И сегодня, в стенах этой святой обители, мы постараемся продолжить мысль Святейшего и ответим на вопрос: что же делает нас монахами после облачения в мантию?
Молитвами Святых Отец наших и святого владыки Тихона, Господи, благослови нашу сегодняшнюю встречу!
Тема круглого стола — «Суть монашеского подвига в современном мире». Имеем ли мы право говорить о том, что за полтора тысячелетия существования монашества как образа христианской жизни или как церковного института, его суть могла бы поменяться?
Суть монашеского подвига — это особое стремление к жизни во Христе, а по слову апостола Павла: «Иисус Христос вчера и сегодня, и во веки, Тот же» (Евр. 13:8). Нет, мы будем говорить не о том, как монашество поменяло свое предназначение, а о том, как светить монашеству светом евангельской простоты и милосердия, смирения и любви, кротости и терпения среди бушующей тьмы современных катастроф, духовных и материальных, глобальных и личных.
Мы знаем, что такое монашество не понаслышке. Мы помним, как мы давали монашеские обеты, как наше сердце замирало, когда с новым именем начиналась наша новая жизнь. Мы помним, как Сам Спаситель подал нам руку и как повел за Собой особой дорогой.
Помним наши первые послушания, наши первые искушения на этом пути. Представляем, какие труды должны быть положены, чтобы обрести молитву и пост, отсечь свою волю и ежедневно прославлять Творца. Помним советы старцев.
Не забываем и уроки Божественного Промысла, когда мы, как дети, не понимали к чему выпадает на нашу монашескую долю какое-либо испытание, а потом радовались, когда Господь открывал нам Свою Волю.
Монахов именуют возлюбленными детьми Господними, поэтому и подвиг монашеской жизни направляет нас к тому, чтобы соблюсти обязанность ребенка к своему Родителю — любить, уповать, слушаться и, в конце концов, услышать Бога. Это путь самоотвержения по примеру Господа нашего Иисуса Христа. Путь долгий и тернистый.
Снова вспомню слова святителя Тихона. В одном из писем он писал своему другу Петру Булгакову: «Монаху истинному более чем кому-либо должно запасаться терпением, смирением и менее чем кому-либо щадить и жалеть себя».
Это безумно сложно, соответствовать такому образу. Необходимо, совершая такой подвиг, остаться честным, честным перед собой, перед ближними, перед Богом. Только будучи всегда искренними, мы сможем получить от Бога благодать и помощь к свершению нашего подвига. Утаив от врача хоть часть своих симптомов, скорее всего, мы не получим правильного лечения. Это важно помнить. Подвиг без простоты и честности — не больше, чем бравада.
И все-таки монашеский подвиг — это не личный подвиг монаха. Это всё невыразимый подвиг Христа, пришедшего в мир и воплотившегося, и взявшего на себя грехи мира. Монашество должно быть исполнением Его святых и непреложных слов: «Аз кроток и смирен сердцем» в нас и с вами. Только так можно выразить неизменную суть иноческого жития и в V веке, и в нынешнем, уже третьем тысячелетии.