По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

6 июня 2025

«Хранители веры. Средний Урал»: «Вера – это знание: Бог есть!»

Героиня новой публикации из цикла «Хранители веры. Средний Урал» – Татьяна Николаевна Соломатина, прихожанка храма во имя иконы Божией Матери «Казанская» на Химмаше города Екатеринбурга. До  выхода на заслуженный отдых работала учителем начальных классов. Чем интересна судьба этого человека, рассказывает участница Клуба приходских пресс-секретарей  Зинаида Кутузова. 

«Вера – это знание: Бог есть!»

Что  удивляет в этой мягкой женщине с доброжелательным взглядом и чуть заметной улыбкой на губах? Она, не задумываясь, сыпет датами событий  жизни, вбивая, словно верстовые столбы, и год, и  месяц, и число. В этом, возможно, нет ничего необычного: для  педагога с большим стажем, скрупулезного в подборе учебного материала, тщательного к фактам, внимательного к деталям. Татьяна Николаевна Соломатина до выхода на заслуженный отдых работала учителем начальных классов. Но в последние шесть лет она вела необычные уроки в школах Химмаша, в  одном из самых отдаленных микрорайонов Екатеринбурга, предмет «Основы православной культуры». Дети любили ее  уроки и знали материал не для оценки. Учительница прикасалась к их сердцам. Она и сама была взволнована, когда по прошествии года вернулась к своим ученикам: лес рук в классе на любой вопрос из когда-то пройденного материала. Главное – они ее ждали!

Вот и сейчас, как бы заглядывая вглубь себя, Татьяна Николаевна, опустив голову, чуть слышно роняет: «30 апреля 1990 год. Я тогда не один год болела заболеванием редким, малоизученным. У меня – семья, муж и двое сыновей-школьников. Не стану лукавить, но на тот момент я неверующей была. Металась в духовных поисках – от Рерихов до уфологии. И невдомек было тогда развернуться к Господу».

Невероятно, но в тот знаковый день ей во сне пришла сама Матушка Пресвятая Богородица  со словами, что вылечит ее, чтобы могла Таня работать с людьми, детьми. Татьяна Николаевна исцелилась быстро, словно дуновение свежего воздуха входила в ее  тело.

28 октября 1991, 15 февраля 1992 … Соломатина с трепетом делится пророческими сновидениями. Те сны так и ведут ее по жизни, вразумляют, расширяют горизонты бытия. 

– Не один год не могла до храма дойти, – сетует она  на потерянное время. А как развернулась к Богу, то даже не поняла, а почувствовала – вот ее тропа.

Наставником, духовником на пути к православию стал отец Сергий Суханов, священнослужитель из храма в честь Всемилостивого Спаса. Татьяна Николаевна была среди небольшой группы верующих, что собирались во Дворце детского творчества «Юный Химмашевец» во времена безбожия в далекие девяностые годы.

14 мая 1992 года состоялось первое собрание по созданию православной общины на Химммаше, а 25 августа того же года с благословения архиепископа Мелхиседека была зарегистрирована община во имя святителя Стефана Великопермского. Председателем приходского совета избрали Александра Николаевича Орлова, в последствии он был назначен первым настоятелем храма на месте молельного дома на улице Пархоменко, недалеко от восстанавливающегося Казанского храма. 14 января 1994 года состоялось освящение престола Высокопреосвященнейшим Мелхиседеком, архиепископом Екатеринбурским и Верхотурским. Молельный дом стал называться храмом в честь святителя Стефана Великопермского.

День за днем Татьяна Николаевна открывала себя в вере. Первой богослужебной книгой для нее стал «Часослов». Уже через полгода она знала восемь певчих гласов и с благоговением пела на клиросе во время богослужений.

…В памяти застыла картина Святочной недели 1992 года. Небольшая деревня Чернышова в Тюменской области. Классный руководитель, отпуская первоклассников на зимние каникулы, строго наказывала, «сырничков» у колядующих не брать, и Бога на Рождество не славить. А свекровь той первой учительницы возьми да приди в дом бабушки Шимы в один из рождественских вечеров. Бабушка с гостьей за стол чаевничать, а внучке за печкой велела посидеть молча, не мешать взрослым беседу разводить. Долго в своем укрытии не выдержала озорная девчушка, выскочила и аж три раза прокричала: «Бога нет, нет, нет! Нам учительница говорила». А потом от строгой бабушки – за порог, босиком по снегу, и в бане спряталась. Из детских впечатлений помнит медный крест, трехстворчатый складень, иконостас на полочке в углу дома, где  бабушка иногда возжигала свечу у икон на белой салфетке…

Татьяна Николаевна считает себя инструментом в руках Божьих. Ее деятельность в те лихие девяностые не ограничивалась только посещением богослужений, пением на клиросе. Она была в первом наборе студентов Екатеринбурского филиала Московского Свято-Тихоновского Богословского института. Училась три года, чтобы работать на приходе на пользу людям и во славу Церкви.

Именно Соломатина стояла у истоков организации воскресной школы в храме на Химмаше, неся знания юным прихожанам. Изложение христианского вероучения в вопросах и ответах порой влияло и на взрослых, меняя вектор жизненных установок. Спокойная внешне, но с внутренним накалом истинно верующей, Татьяна Николаевна умеет убедить, и миссионерская деятельность по просвещению органично входит в ее повседневную жизнь.

Татьяна Николаевна не говоря много, вдруг тепло запела «Царица моя Преблагая…», потом, как бы извиняясь, обронила перед притихшими юными прихожанами Казанского храма, – «моя любимая молитва».

И слов не надо, когда смотришь в глаза этой женщины и слышишь голос, пронизывающий душу.

На вопрос : что для вас Вера? Она, не задумываясь, ответила: «Вера – это ЗНАНИЕ: Бог есть!»