По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

30 мая 2025

«Семья была и остается тем священным пространством, где формируется личность человека»: выступление митрополита Евгения на III Международном женском форуме 

Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений призвал участников III Международного женского форума «Единство. Согласие. Развитие» «объединить свои усилия, чтобы сформировать гармоничное пространство, где царит доброта, сострадание и взаимопонимание». Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации выступил на пленарном заседании с докладом по теме «Духовные основы семьи и общества. Светский и религиозный взгляд на традиционные российские духовно-нравственные ценности». 

Выступление митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Евгения на открытии III Международного женского форума «Согласие. Единство. Развитие» 30 мая 2025 года в Екатеринбурге: 

– Традиционные российские духовно-нравственные ценности формировались на протяжении веков, и они являются важной частью нашей культуры. Эти ценности включают честность, трудолюбие, уважение к старшим, любовь к Родине и стремление к справедливости. Они всегда были основанием для стабильности и благополучия нашей страны.

В наше время наблюдается повсеместное разрушение этих ценностей. Коммерциализация жизни, негативные влияния массовой культуры формируют у молодежи искаженную картину мира, заставляют забывать о глубинных духовных истинах. И мы, как общество, должны осознать необходимость сохранения и передачи этих ценностей следующему поколению.

Светский взгляд на нравственность часто оказывается несовместимым с религиозным. В то время как светские идеологи могут настаивать на абсолютности идей свободы выбора и индивидуализма, христианская традиция утверждает, что свобода — это не только право делать что угодно, но это и обязанность делать добро.

Семья — это основание общества. Какова семья, таково и общество. В свете христианских традиций семья рассматривается не просто как социальная общность, а как «малая церковь». И в ней, как в священном месте, осуществляется воспитание, передача духовных и нравственных ценностей. Важно, чтобы в каждой семье царил дух любви, согласия и взаимопонимания. Важно, чтобы в ваших семьях царил дух любви и согласия, взаимопонимания? (аплодисменты). Спасибо, что разделяете эту мысль.

В Священном Писании мы находим такую заповедь: «Почитай отца твоего и матерь твою». Эта заповедь подчеркивает важность уважения и почитания старших, что является основой не только для семьи, но и для всего общества.

Кажется, мысль о почитании родителей в наше время смещена в возраст детского сада, а после считается неизбежным конфликт поколений, сепарация, понимаемая не как созидание ребенком личной уникальности, а как обязательное отвержение от родителей и от их ценностей. Хотя так не должно быть, и практика жизни говорит, что дети в итоге в большинстве случаев остаются в рамках родительских ценностей, но наша культура, кажется, увлеклась не нормой, а её искажением. Большинство современных художественных сюжетов разворачивается или на фоне переживаний одинокого человека, реже — человеческой парой, или и вовсе на фоне детских травм, переживание которых является чуть не основной движущей силой современного искусства.

Во многом культура, в которой мы живем, создает иллюзии и обманывает людей. Эта иллюзия заключается в том, что счастье можно достичь через материальные блага и удовлетворение эгоистичных желаний. Однако настоящая радость и благополучие приходят только через Божественную любовь и через служение.

Почему так важна культура в самом широком её понимании? 

Потому что она является основным полем, на котором взрастают личности. Конечно, мы живём ещё и в правовом поле правил и законов. Но мне кажется, я даже убежден, что существует перекос: мы чаще всего хотим сухими инструментами правового регулирования решить проблемы, которые создала культура, и которые именно культура и должна мягко и вдохновенно решить. Я не критикую никакие законодательные решения – они все так или иначе работают, но все же они одновременно ограничены в своих возможностях. Желая переломить моду на одиночество и бездетность – первое, что пришло в голову – это запретить пропаганду бездетности и ввести за это ответственность. Конечно, нужны не только разговоры, но и конкретные запреты и наказания за их нарушение. Но всё-таки запреты должны быть лишь вспомогательным орудием к позитивной деятельности, но не заменять её. Нельзя победить бедность запретом бедности — надо накормить бедных. 

В контексте сохранения семейных ценностей эта деятельность должна заключаться в создании позитивного образа благополучной и многодетной семьи. Может быть, кто-то скажет, что это скучно – семья, не интересно, что такой фильм не будут смотреть, но это – ложь. Самый длинный в мировой истории американский анимационный ситком «Симпсоны», он уже без малого 40 лет — 36 сезонов, 790 серий —  уже 40 лет показывает любящую крепкую семью с тремя детьми.  А вымирающая Россия не создала ничего похожего. Наши мультфильмы при всех их достоинствах и поучительности в этом смысле не создали привлекательный образ взрослой и счастливой семьи.

В прекрасном и поучительном мультипликационном сериале «Смешарики» — герои хоть и дружат, но живут по одному. Они одиноки и счастливы. А в жизни так не бывает.

В мультфильме «Маша и Медведь», любимом многими, Маша настолько самостоятельна, что мы не знаем, а вообще, есть ли у неё семья, как она выглядит, как выглядит её отец. Я ещё раз прошу не считать мои слова критикой и призывом что-то менять в указанных мультфильмах – они полезны и поучительны, но факт остаётся фактом – наши дети и мы сами не видим на экранах идеальных семей, которые бы силой искусства могли бы дать зрителям опыт семейного счастья, если в реальной жизни этого счастья им недостаёт. 

Редким исключением стал мультсериал для дошкольников «Три кота», но это, к сожалению капля в море, исключение, которое подтверждает неверную установку.

В итоге получается, что реально или мнимо травмированные дети, сепарируются от родителей, отвергают опыт своей семьи, но вовне, в культуре, во всём образе организации общества считывают образ успеха, который вообще не показывает примеров крепких и нерушимых браков, создаваемых психически здоровыми и сильными личностями. Это, конечно, сильно влияет на демографию и будущее нашей русской цивилизации.

С одной стороны, государство заинтересовано в увеличении рождаемости и прекращении вымирания нашего народа, и мерами социальной поддержки пытается стимулировать этот процесс. Мы видим, как многодетным семьям выдают квартиры, как выделяются материнский капитал и т.д., но при этом взрывных изменений не происходит. И ключи от новых квартир всё чаще получают семьи новых граждан, переселившиеся в нашу страну из постсоветских республик. Я подчеркну, (аплодисменты) это те, кто и так родил бы множество детей, просто теперь им за это дали денег. Получается, что коренные жители работают, жертвуя часто для этого своими семьями, чтобы своими налогами и взносами оплатить собственное замещение людьми иной культуры и иных ценностей. (аплодисменты).

Но среди этих ценностей иных народов есть такая ценность, которая называется чадородие, деторождение, вот эти самые приезжие народы, они хранят эту ценность, и деторождение, которое естественным путём приводит к замещению коренного населения пришлым, а меры социальной поддержки со стороны государства только усиливают скорость этого замещения.

Известно, что многодетность коррелируется следующим, не очень приятным, образом — чем выше образование и статус женщины, тем меньше у нее детей; и чем ниже самостоятельность женщины и традиционнее общество, тем выше рождаемость.

Но является ли это непреложным законом?  Значит ли это, что повышения рождаемости можно достичь только за счет снижения образования и самостоятельности женщины, путём её порабощения и бесправия? Я убежден, что этот выбор ложен, и что мы должны достичь очень тонкого баланса, сохранив для женщины все её свободы и возможности, но при этом дать ей возможность осуществить свою великую миссию — быть матерью.

Конечно, для меня, как священнослужителя, ярче виден религиозный аспект, и для меня именно он является основным и самым главным. Но я так думаю не только потому, что эта тема мне профессионально ближе, а и потому, что этот аспект и объективно самый важный. 

Кстати, с точки зрения демографии. Кто побеждает? Религиозные или светские сообщества? Посмотрите коэффициент рождаемости по странам мира. Государства, не потерявшие религиозной идентичности в разы превосходят своих светских коллег. В разы. Да что государства. Коэффициент рождаемости в семьях священнослужителей екатеринбургской епархии сегодня составляет 3.6, а это больше чем в Кении, Намибии, Таджикистане или Израиле. (Аплодисменты) 

Как писал философ Константин Николаевич Леонтьев: «Что такое семья без религии? Что такое религия без христианства? Что такое христианство в России без православных форм, правил и обычаев? Кто хочет укрепить нашу семью, тот должен дорожить всем, что касается нашей Церкви!»

Я хотел бы в этом контексте напомнить слова Президента Владимира Путина, произнесенные, по-моему, буквально вчера. Я цитирую: «Я не знаю, есть ли что-то важнее, чем рождение и воспитание детей. Это вообще ключ бытия, это смысл жизни». Он сказал, что продолжение рода и работа с детьми дают огромное чувство удовлетворения и счастья. Как нельзя более точно Президент отразил мысль, которой посвящено мое выступление.(аплодисменты)

Желание помочь государству получить ещё одного налогоплательщика – это слабый мотив для рождения ребенка. Если мотивом будет собственное удовольствие женщины от радости материнства, то есть множество иных удовольствий, достигаемые более легким способом. Инстинкты? Но мы научились действовать и вопреки им. И что остаётся самым действенным мотивом рождения и воспитания? Это восприятие материнства как великой и спасительной миссии, формой служения Богу и спасению своей души, это способ обретения праведности. Поэтому не стоит удивляться, что атеистическое общество, построенное на принципах материализма, не способствует укреплению семьи, рождению и воспитанию детей. Общество, которое забывает о духовных основах, рискует стать пустым и бездушным, да и просто рискует вымереть. По мере воцерковления общества оно само будет искать формы, при которых успех и реализация женщины происходили бы не только в разрезе карьеры и материальных благ, но и в плане её святости, сопряженной с исполнением заповеди Божией о любви и деторождении.

Но уже сейчас нам нужен яркий, слышный общественный запрос о изменении образа успеха, формируемого нашей культурой. Не в протокольных мероприятиях, которые не оказывают заметного влияния на жизнь общества, а там, где действительно интересно, там, где находятся наши дети: в мультфильмах, в песнях, в компьютерных играх, в примерах жизни лидеров общественного мнения, в музыке.

Исторически сложилось так, что именно семья была и остаётся тем священным пространством, где формируется личность человека. Общество, в свою очередь, зависит от того, как мы строим эти взаимоотношения. Я убеждён, что философы, педагоги и духовные лидеры, словом, те, кто сегодня собрались в нашем зале, должны объединить свои усилия, чтобы сформировать гармоничное пространство, где царит доброта, сострадание и взаимопонимание.

Пусть наши сердца и умы обогатятся той мудростью, что способны дать наши традиции, и будем стараться передавать их следующим поколениям, создавая мир, полный света и надежды.