27 (14 по ст. ст.) мая 1896 г. состоялась коронация (священное коронование) императора Николая II и императрицы Александры Федоровны.
Император прибыл в Москву в день своего рождения, 19 (6) мая, и остановился в Петровском замке, на окраине города. 22 (9) мая состоялся его торжественный въезд в Москву. Царская чета поселилась в Александринском дворце и все дни, оставшиеся до коронации, говела.
27 (14) мая на паперти Успенского собора Кремля государя и государыню встречало духовенство. Митрополит Московский Сергий (Ляпидевский), благословив их, произнес речь:
– Ты вступаешь в это древнее святилище, чтобы возложить здесь на себя царский венец и принять священное миропомазание <…> Миропомазания сподобляются все православные христиане, и оно не повторяемо… как нет выше, так нет и труднее на земле царской власти, нет бремени тяжелее царского служения. Чрез помазание видимое да подастся тебе невидимая сила, Свыше действующая, озаряющая твою самодержавную деятельность ко благу и счастью твоих верных подданных.
Митрополит Санкт-Петербургский Палладий (Раев-Писарев) спросил у государя о его вероисповедании, и император ясным и громким голосом произнес Символ православной веры.
Один из важнейших моментов коронования – возложение крестообразно рук митрополита на царскую главу и возношение им молитвы о том, чтобы Господь помазал царя «елеем радования, одел его силою с высоты…дал в десницу его скипетр спасения, посадил на престоле правды…».
После этой молитвы государь взял принесенную ему на подушке митрополитом корону и в соответствии с чином сам возложил ее на себя, затем малую корону возложил на голову коленопреклоненной царицы.
Исповедав веру и приняв бремя власти, царь преклонил колена и, держа корону в руке, вознес к Богу коронационную молитву:
– …Исповедую неизследимое Твое о мне смотрение и, благодаря, величеству Твоему поклоняюся, Ты же, Владыко и Господи мой, настави мя в деле, на неже послал мя еси, вразуми и управи мя в великом служении сем. …Буди сердце мое в руку Твоею, еже вся устроити к пользе врученных мне людей и к славе Твоей.
Окончив молитву, государь встал, и тогда все присутствовавшие в соборе преклонили колени.
Митрополит Палладий с амвона обратился к государю с приветствием, завершающимся словами:
– Ты же, Царь православный, Богом венчанный, уповай на Господа, да утвердится в Нем сердце твое: верою и благочестием и цари сильны, и царства непоколебимы!
После чина коронования началась Божественная литургия, в которой принимал участие протоиерей Иоанн Кронштадтский. В конце литургии, перед принятием Святых Христовых Таин, было совершено миропомазание царя и царицы.
После завершения службы в Успенском соборе началось коронационное шествие: посещение государем и государыней святынь Архангельского и Благовещенского соборов. Высочайшие особы поднялись на Красное Крыльцо и трижды поклонились народу: перед собой, направо и налево. Вечером в Грановитой палате Кремля состоялась «царская трапеза», на которой присутствовали приглашенные лица из числа российских подданных. Иностранным представителям по традиции было предложено угощение в других местах дворца.
28 (15) мая с 11:30 утра до 3 часов пополудни император и императрица принимали поздравления в Андреевском зале от депутаций со всей России.
Коронационные торжества продолжались до 8 июня (26 мая) и широко освещались в прессе, церемонии фиксировали художники и фотографы, впервые была проведена съемка кинохроники этого события.