О том, что такое Таинство Елеосвящения, почему оно также называется Соборованием, почему соборование совершается Великим постом, можно ли собороваться здоровым или оно только для болящих, как связаны болезнь и грех, – рассказал руководитель Миссионерского отдела Екатеринбургской епархии, настоятель Благовещенского храма в Академическом районе Екатеринбурга иерей Даниил Рябинин:
– Особые священнодействия в традиции Церкви принято называть Таинствами, среди них хорошо известны многим такие, как Таинство Исповеди, Таинство Причащения, Таинство Крещения и Таинство Соборования. По определению святителя Филарета Московского, «елеосвящение есть таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные».
Время Великого поста имеет целый ряд особенностей, которые в первую очередь связаны с совершением уникальных богослужений. В храмах на протяжении всего периода Великого поста совершается Таинство, которое обычно не бывает в общем употреблении в иные дни года – Таинство Соборования или Елеосвящения. Это Таинство имеет различные наименования, в большей степени указывая на его содержание – «последование святого елея», «таинство больных», «елепомазание» и т.д.
Об исцелении через Елеосвящение пишет апостол Иаков:
– Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему (Иак. 5:14-15)..
Это свидетельство лежит в основе церковного Таинства Елеосвящения. Исцеление происходит, конечно же, не непосредственно елеем – т.е. маслом, а молитвой и обращением человека к Богу. Содержанием же самого Таинства Елеосвящения является молитва и разрешение грехов. В этом смысле Таинство Соборования тесно связано с Таинством Исповеди, поэтому в рамках покаянной дисциплины Великого поста дозволяется приступать к Таинству Соборования единожды всем верующим христианам. Болезнь и грех так или иначе связаны между собой, в связи с чем святой апостол и призывает верующих к совершению данного священнодействия.
Как мы уже сказали, в Православной Церкви широко распространена практика совершения общего Елеосвящения над многими молящимися, в том числе здоровыми, и именно в дни Великого поста. В современной традиции согласно указанию требника Таинство Соборования буквально состоит из двух частей: первая — молебное пение о болящем и вторая часть, продолжительная – чтение семи отрывков из Апостола, Евангелия, а также прочтение необходимых молитв. Помазание частей тела освященным елеем совершается после каждого отрывка чтений.
Подводя краткий итог, следует сказать, что Таинство Елеосвящения (общее), совершаемое в храмах в дни Великого поста необходимо рассматривать в рамках покаянной дисциплины, направленной на врачевание немощей душевных, а как следствие — и телесных. В самом Таинстве мы можем найти аллюзии к Евангельским событиям, связанным с совершаемыми исцелениями. И в каком-то смысле это ожидание чуда от Бога в исцелении физической немощи.
В любом случае, для верующего человека очевидна истина – все находится в руках Божиих, здоровье и болезнь – все то, что дает человеку Бог.
Однако есть и те средства, которые могут помочь нам и к которым промыслительно Господь направляет каждого – это святые Таинства Церкви. Все эти средства приносят нам только лишь благо и через них мы приобщаемся Благодати Божией.
В дни Великого поста всех приглашаем к сугубой молитве, активному участию в Церковных Таинствах. Пусть добрые плоды Великопостного времени принесут пользу для нашей души.