По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

14 марта 2025

«Хранители веры. Средний Урал»: «Булочки с … молитвой»

Представляем читателям новую публикации из цикла «Хранители веры. Средний Урал».

О том, как вера в Бога и молитва помогали идти по жизни прабабушке, бабушке и дедушке, рассказывает прихожанка храма во имя святого преподобного Серафима Саровского поселка Бисерть Светлана Павловна Достовалова.

«Булочки с … молитвой»

Когда я родилась, прабабушки Тани уже не было. Но ее значимость передавалась и следующим поколениям.

Моя прабабушка прожила 105 лет. Еще в детстве, в 10 лет, она совершила паломничество в город Киев. В течение двух лет, за обозом, сходила Татьяна в святые места, приложиться к мощам в Киево-Печерской Лавре, помолиться в благословенном месте, граде Киеве. Всегда нам рассказывали о ее паломничестве, а еще о том, как диковинку принесла она обратно – крупные помидоры.

Всю жизнь была прабабушка Таня очень верующей, и все тяготы жизни переносила благодаря вере, ведь на ее жизнь выпали очень трудные годы: и гражданская война, и смена власти… Она рано осталась без мужа, но вырастила пятерых дочерей и сына. Крестьянская женская доля – нелегкая. А вера в Бога помогала.

В 1937 году она жила вместе с семьей своей дочери Анны в поселке Бисерть по улице Трактовая. У нее был отдельный небольшой домик в огороде, и весь в иконах. Летом случился пожар, вся улица Трактовая сгорела. Головешки летели даже на другую сторону пруда. Люди спасались, стоя в пруду. Конечно, сгорел и домик, и иконы. Впоследствии отстроили новый дом, пережили трудное время, войну. Все это переносили с Богом, с молитвой. В нас, ее внуков и правнуков, была заложена огромная любовь и уважение к прабабушке.

Самые главные воспоминания моего детства связаны с моими бабушкой Анной и дедом Анисимом.

Анна Дмитриевна Суровцева (Александрова) (1892-1975 гг.) и  Анисим Яковлевич Суровцев (1891-1967 гг.) воспитали двоих дочерей и пятерых сыновей. После пожара, в 1937 году, им пришлось уехать в город Дегтярск, чтобы заработать деньги и вновь построить дом. Там им выделили домик, бабушка мыла полы в магазине, а дед работал кузнецом, ковал победу на Дегтярском руднике. После войны вернулись в Бисерть. Бабушка и дедушка тоже всегда жили с Богом. Их жизнь – это пример.

Ранним утром бабушка всегда зажигала лампадку, молилась. Мы не слышали слов, но наблюдали, затаив дыхание. Но вот молитва «Отче наш» звучала чаще всего, наверное поэтому мы ее знали с детства. Обедая, мы знали, что за столом нельзя баловаться, дедушка на икону покажет или ложкой пригрозит. Если бабушка начинала какое-то дело, всегда говорила: «Господи, помилуй», или « Господи, благослови». Дед постоянно что-то делал по хозяйству. И все внуки любили время покоса, всех научил косить именно дед.

Ну а бабушка – главная в доме. Мы очень любили ее стряпню, особенно булочки. Спросим: «С чем булочки, бабушка?». Она отвечает: «С молитвой». Нам казалось, вкуснее ничего не было.

Бабушка ездила в Слободу Коуровскую на службы  вместе с другими верующими. Но как-то не рассказывала много, наверное, боялась навредить своим детям, ведь в то время могли и наказать. Правда, самый главный праздник – Пасху, мы ждали с нетерпением. Праздновали всей родней. Собирались, пекли куличи, красили яйца, обязательно дедушка вешал качели во дворе. Двор большой – раскачивались до сеновала так, что сердце выпрыгивало. 

Бабушка была малограмотной, а вот дедушка окончил четыре класса церковно-приходской школы и умел красиво писать. Когда вышел на пенсию, так как не было книг церковных – они были под запретом, то брал у молельщиц книги и переписывал их своим каллиграфическим почерком. Мы храним эти тетради, и с благоговением читаем.

Запомнились из детства и поминальные обеды. Бабушка ставила много теста с вечера. Утром, очень рано, топила печь, стряпала большие пироги, на весь противень и с малиной, и с черёмухой, и с курагой. Таких пирогов, как у бабушки, мы, наверное, больше никогда не ели.

Ну и, конечно, само поминовение. Собиралось много верующих. Как говорится, полная изба. Помню, приходила с так называемой «горушки», то есть с той стороны пруда, женщина, все ее звали Нюточка. Какого возраста – непонятно, и, видимо, она была своего рода блаженная. Говорила не совсем понятно. Но у всех к ней было огромное уважение и почитание. Приходила Марфа Сидоровна, одна из главных молельщиц того времени. Она была значимой молельщицей и в Слободе Коуровской. Начиналось моление. Как они пели» Такое пение я тоже больше не слышала. Настолько сильна у них была вера в Бога, и ничто не смогло поколебать их веру.

Правильно жить, нести любовь к Богу, к людям, своим примером, образом жизни, прививали нам наши предки. Среди нашего семейства – все достойные люди. Нам есть, с кого брать пример и передавать все это уже своим внукам.