
«И остави нам долги наши, яко же и мы оставляем должником нашим…», — эта строка из «Отче наш» стала названием и главной темой встречи клирика Глазовской епархии иерея Вячеслава Клюева с прихожанами храма, членами Всероссийского православного Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение» и всеми заинтересованными темой прощения обид.
Встреча с руководителем отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Глазовской епархии прошла в Екатеринбурге 28 февраля 2025 года, в преддверии Великого поста и Прощеного воскресения в помещении храма святителя Николая Чудотворца при Уральском государственном горном университете.

Визит отца Вячеслава в Екатеринбург состоялся по благословению митрополита Екатеринбургского и Верхотурсгского Евгения по инициативе настоятеля храма святителя Николая Чудотворца протоиерея Игоря Бачинина для участия в мероприятиях по воспитанию культуры трезвости.
Отец Вячеслав выступил на семинаре «Школа воспитания культуры трезвости», состоявшемся в региональном Институте развития образования, а также принял участие в научно-практическом областном семинаре по воспитанию культуры трезвости на базе областного медицинского колледжа.
С участниками семинаров отец Вячеслав, как основатель общественного движения в защиту русского языка «Доброслово», провел беседы на тему утверждения чистоты слова и профилактики сквернословия, обращая внимание на духовно-нравственные и научные аспекты явления сквернословия, лишающего человека психологической свободы и тесно связанного по своей духовной природе с пьянством, так как в основе этих грехов лежит утрата духовного трезвения и бодрствования.
В ходе встречи в храме, состоявшейся в завершение визита на уральскую землю, отец Вячеслав провел беседу и ответил на вопросы участников мероприятия о том, что такое христианское прощение и как научиться прощать.
Научными исследованиями по теме христианского прощения пастырь занимается с 2016 года. В 2023 году он с отличием окончил аспирантуру Гуманитарной академии имени Ф.М. Достоевского в Санкт-Петербурге , защитив на кафедре философии, богословия и религиоведения диссертацию на тему: «Христианское нравственное учение о прощении». Этому предшествовали исследования по теме психологических аспектов прощения, которые отец Вячеслав проводил в рамках обучения в магистратуре Гуманитарной академии — в 2018 году он защитил магистерскую диссертацию о готовности и способности воцерковленных и невоцерковленных православных россиян прощать обиды.
Батюшка отметил, что «прощение — не просто старая добрая христианская традиция, это категоричное условие нашего спасения. Без прощения даже самый строгий пост становится бесплодным, а молитва не достигает Небес».
На пороге Великого поста, в Прощеное воскресенье, Церковь напоминает открытую нам Иисусом Христом истину Царства Божиего: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный. Если же вы не будете прощать,.. то и Отец… не простит вам…» (Мф. 6:14).
— Прощеное воскресенье — это не обряд «взаимных извинений». Это призыв к внутренней революции. Свт. Феофан Затворник напоминал: «Простить — значит изгнать из сердца всякую неприязнь, как Христос изгнал торговцев из храма», — рассказал отец Вячеслав. – Мы, христиане, в ответе за то, что носим обиду в себе, не давая благодатной любви и милости, во Христе дарованной нам Богом, излиться через нас дальше, на наших ближних.Порой мы оправдываем себя: «Он первый начал», «Она недостойна моего прощения», «Мне слишком больно». Но Христос открыл нам духовную истину о том, что прощение, как действие любви, всегда имеет признак иррациональности: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас» (Мф. 5:44). Господь предупреждал, что непрощение ближних — это яд, разъедающий наши души изнутри и разрушающий наши отношения еще и с Отцом Небесным.Прп. Силуан Афонский писал: «Держащий обиду — как пьющий яд в надежде, что умрёт другой». Зачем носить в себе этот яд, поить себя им, если Христос протягивает нам Чашу жизни?Когда ап. Петр спросил: «Сколько раз прощать брату? До семи ли раз?», Господь ответил: «До седмижды семидесяти раз» (Мф. 18:21–22), то есть — без счета. Потому что Любовь не ведет бухгалтерию милости и обид, сверяя дебит с кредитом.Простить — не значит признать, что боль была незначительной. Это значит доверить свое сердце Богу, Который один может исцелить раны. Ведь в христианском прощении сторон всегда не две (обидчик и прощающий), а три – третьим с ними присутствует Бог, изливающий благодать Своего прощения на обоих.Как говорил прп. Паисий Святогорец: «Прощение — это ключ, который открывает дверь в Царство Небесное».Прося прощение и развязывая «узелки» в отношениях, надо не ограничиваться лишь теми, кто рядом. Правильным будет написать на листе бумаги имена тех, кого нет в храме, но с кем вас разделяет стена молчаливых обид. Помолиться за них. А после — набрать номер, поговорить по телефону или написать сообщение, подать записку на Божественную литургию или молебен об умножении любви и искоренении ненависти, озлобления, отчуждения и вражды.Не надо ждать для прощения «удобного момента» — он никогда не наступит. «Вот, теперь время благоприятное» (2 Кор. 6:2), «ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали», «ночь прошла, а день приблизился»; «итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света», «так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна…» (Рим. 13:11-14:4).Мы прощаем, потому что сами прощены Богом. Мы любим, потому что возлюблены Господом. Мы милуем, потому что «милость превозносится над судом» (Иак. 2:13). Потому что выше Закона может быть только Любовь, выше Права — лишь Милость, а выше Справедливости — лишь Прощение…Никогда не надо откладывать примирение в долгий ящик. Освободите душу от груза гнева и вражды, отпустите своих обидчиков, прикованных вами к себе цепями непрощения, на свободу.Если на пути через пустыню поста к радости Воскресения вам покажется, что простить невозможно — вспомните, что «человекам это невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу» (Мк. 10:27). Прощение — единственный надежный компас, ведущий нас к пасхальной радости.
В завершение беседы отец Вячеслав пожелал всем просить в молитве у Господа благодать прощать других так, как Он прощает нас — безгранично и без условий! Чтобы с очищенными от всякой неправды и тесноты, радостными сердцами подойти всем нам к светлой Пасхе Воскресения, где нет ни слез, ни вражды, и где мы «простим всех Воскресением Христовым» и «друг друга обымем», скажем «Братья!» и ненавидящим нас, и так возгласим: «Христос Воскресе из мертвых, смертью смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!».
Завершая встречу, настоятель храма святителя Николая Чудотворца протоиерей Игорь Бачинин поблагодарил отца Вячеслава за интересную беседу на актуальную тему и наградил его значком Всероссийского православного Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение», в связи с многолетним периодом жизни с обетом трезвости.
