В среду вечером, 5 марта 2025 года, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений совершил Великое повечерие со чтением покаянного канона преподобного Андрея Критского в Екатеринбургском храме в честь Рождества Христова на Уралмаше.
Высокопреосвященному владыке сослужили благочинный Рождественского округа храмов Екатеринбурга и настоятель храма иерей Андрей Юганец, духовенство храма и другие клирики Екатеринбургской епархии.
При большом стечении верующих читалась третья часть Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. За коленопреклоненной молитвой проникновенно звучал Кондак «Душе моя…» в исполнении клиросного хора.
Покаянный канон — вдохновенное произведение, излившееся из глубины сокрушенного сердца. Он наполнен метафорами и аллегориями. Обращаясь к своей душе, автор описывает ее состояние через образы Священного Писания, вспоминая случаи глубоких нравственных падений и духовных подвигов библейских героев. Так, в песнопениях среды вспоминаются и поступок милосердного самарянина, и грехи Давида и Каина, и благословение сына Ноя — Сима, и чудесное воскрешение Христом дочери начальника синагоги Иаира. Неоднократно упоминаются мытари и грешники, с которыми беседовал Иисус, в том числе Закхей, начальник всех мытарей в Иерихоне…
По традиции после каждого повечерия глава митрополии обращается к собравшимся со словом проповеди, сосредоточенной на духовном смысле прочитанного Канона. В этот вечер слово архипастыря было посвящено великопостной молитве святого преподобного Ефрема Сирина.
Когда совершается Великопостное богослужение, отметил владыка Евгений, во все дни, кроме субботы и воскресенья, читается молитва святого Ефрема Сирина. Она звучит в Церкви уже более 1600 лет. Большинство святых, преподобных, подвижников IV века и до новых мучеников и исповедников Российских внимательно молились этой молитвой. Архипастырь обратил внимание верующих на то, как это молитвословие отразилось в сердце, в уме и в каноне святого Андрея Критского, жившего через 400 лет после преподобного Ефрема – в эпоху, когда «не было ни интернета, ни гаджетов, ни типографий, чтобы можно было отпечатать и развести по разным странам».
– Единодушие, единство ума, духа – оно присуще святым разных времен, – отметил владыка митрополит. Он напомнил слова третьей части молитвы, в которой преподобный Ефрем просит о возможности видеть свои прегрешения: «Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь».
Зачем? Потому что это очень важно.
Есть разные взгляды на себя самого, отметил архипастырь и привел в пример посещение больницы. Одно дело – когда ты здоров и пришел навестить больного. Этот визит подобен тому, как «самолет над землей полетает». Но когда ты сам оказываешься на больничной койке, тогда всё совершенно по-другому начинает выглядеть: по-другому осмысливаешь и пространство, и себя в этом пространстве, ведь тебе самому нужен доктор, лекарство, внимание.
– Церковь Христова – она же тоже больница. И [сюда] можно по-разному заходить. Можно так, как самолет – зашел, прошел по коридору, поставил свечку и пошел себе дальше жить, – говорит владыка. – А можно прийти, как человек, у которого здесь [в груди] горит, у которого здесь поломано, болит. И вот преподобный Ефрем Сирин, его слова, его молитва – это молитва того человека, у которого болит. Он говорит: «Господи, даруй мне зрети мои прегрешения». Человек приходит в больницу и говорит: «Доктора, найдите, что у меня болит, найдите, мне очень важно, чтобы вы нашли, а потом еще и помогли это исцелить». Вот два разных взгляда на одно и то же.
Святой Ефрем Сирин вот так взирает на себя самого, на свою душу, на свою временную и вечную участь. И святой Андрей Критский – также. Поэтому эти слова, которые выразились в каноне преподобного – это исповедь. Он сидел в своей келье, ему было больно, потому что он внимательно заглядывал в свое сердце, он читал священные писания и примерял эти образы на себя. Он видит, как Адам пытался обмануть Бога. Господи, это я тебя так обманываю? Он видит, как Каин убил Авеля. Господи, это я так убиваю свою душу и ближних своих? Он видит, как народ израильский поклоняется золотому тельцу, и он сокрушается. Это его плач. Это не прогулка по коридору, не полёт над землёй, а это глубокая боль, которую он, как и преподобный Ефрем Сирин, пережил.
Через полторы тысячи лет преподобный Силуан Афонский будет произносить подобные слова, затем – преподобный Антоний Великий.
– Такое состояние души у святых, которые сегодня в раю, в Царствии Небесном, дало возможность Господу их освятить, простить и спасти, – отметил владыка. И пожелал, чтобы «Господь каждому из нас «дал зрети, видити, свои согрешения. Не осуждать, как не осуждали эти святые, брата моего, потому что каждый хочет быть спасён».
– Я хочу, чтобы за этими примерами, за молитвой святого преподобного [Андрея Критского], и мне, и каждому из вас, Господь дал этот удивительный дар видеть свои прегрешения и не осуждать своего брата.
Владыка напомнил, что читаемый и сегодня, и завтра канон завершается молитвой, которую мы обращаем к преподобному Андрею: «Преподобне отче Андрее, моли Бога о нас. Андрее честный и отче преблаженнейший, пастырю Критский, не престай моляся о воспевающих тя…», то есть – о нас. Мы же его поем: «Да избавимся вси гнева, скорби, тления, безмерных прегрешений, чтущих твою память верно».
– Пусть эта молитва исполнится в полную меру. Пусть Господь сегодня, завтра на каноне, в течение поста, на пятой неделе, когда мы будем читать весь канон преподобного Андрея, поможет нам увидеть настоящего себя. Увидеть и обратиться ко Господу от души, от сердца как больной: помилуй, исцели. И Господь будет отвечать, когда искреннее прошение нуждающегося человека, Господь никогда не оставляет нас в этой нужде.
Владыка призвал верующих прийти на чтение завершающей части Канона:
– Постарайтесь этим драгоценным временем не пренебречь, найти возможность обязательно быть, услышать, постоять, побыть, побдеть вместе со святым Андреем Критским.
Напомним, Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского читается в храмах в самом начале Великого поста – четыре части в первые четыре дня – и все части единовременно в среду вечером пятой недели Великого поста, на так называемом «Мариином стоянии», когда читается еще также житие преподобной Марии Египетской.
Великое повечерие со чтением канона преподобного Андрея Критского владыка Евгений совершает с понедельника 3 марта по четверг 6 марта в храмах Екатеринбурга. Завтра, в оставшийся день первой седмицы, архиерейское богослужение пройдет в Храме-на-Крови. Начало: 18:00.
Кроме того, в пятницу 7 марта 2025 года, митрополит Евгений возглавит Литургию Преждеосвященных Даров в Ново-Тихвинском женском монастыре. Начало в 7:00.
Прямую трансляцию чтения канона в среду вел Православный телеканал «Союз».