По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

9 февраля 2025

В праздник Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской в Храме-Памятнике на Крови совершена архиерейская Божественная литургия

Сегодня, 9 февраля 2025 года, в  Неделю о мытаре и фарисее, в день Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, в престольный праздник Храма-Памятника на Крови, в нижнем храме совершена архиерейская Божественная литургия. В этот день поминаются все усопшие, пострадавшие в годину гонений за веру Христову. 

Праздничное богослужение возглавил представитель Патриарха Антиохийского и всего Востока митрополит Филиппопольский Нифон в сослужении митрополита Псковского и Порховского Матфея, митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Евгения, архиепископа Ефрема,  епископа Веневского Феодорита, викария Тульской епархии; епископа Алапаевского и Ирбитского Сергия.

Преосвященным владыкам сослужило многочисленное духовенство Екатеринбургской митрополии, в том числе секретарь Екатеринбургской епархии митрофорный протоиерей Николай Ладюк, настоятель Свято-Троицкого собора митрофорный протоиерей Николай Малета, руководитель отделов Екатеринбургской епархии по взаимодействию Церкви с обществом и СМИ, а также по взаимодействию с казачеством, старший священник Храма-Памятника на Крови протоиерей Максим Миняйло; секретарь Епархиального совета Екатеринбургской епархии игумен Вениамин (Райников); руководитель отдела по утверждению трезвости Екатеринбургской епархии, настоятель Никольского храма при Уральском горном университет протоиерей Игорь Бачинин; руководитель молодежного отдела Екатеринбургской епархии, духовник Свято-Симеоновской православной гимназии, старший священник Вознесенского архиерейского подворья иерей Павел Старков; наместник мужского монастыря во имя святых Царственных страстотерпцев игумен Мелитон (Зыбин); ректор Екатеринбургской духовной семинарии иеромонах Корнилий (Зайцев); благочинный Сысертского округа протоиерей Димитрий Черняк; благочинный Ивановского округа храмов города Екатеринбурга, руководитель миссионерского отдела епархии иерей Даниил Рябинин; благочинный Рождественского округа храмов Екатеринбурга иерей Андрей Юганец; благочинный Преображенского церковного округа иерей Евгений Гаев, благочинный Пригородного церковного округа протоиерей Максим Ильин, благочинный Березовского округа иерей Кирилл Кузовников, настоятель храма в честь Сошествия Святого Духа на апостолов «Большой Златоуст» иерей Викторя Явич, настоятель храма во имя святителя Стефана Великопермского иерей Александр Карачев, руководитель Аппарата Синодального ОРОиК иеромонах Симеон (Серегин) и другие клирики Екатеринбургской епархии.

Праздничное богослужение в Храме-на-Крови в этот день также совершали участники XIII Всероссийской научно-богословской конференции «Церковь. История. Богословие» в священном сане, а также прибывшие на престольное торжество Храма-Памятника на Крови представители Поместных Церквей — протоиерей Даниил Андреюк, представитель Православной Церкви в Америке при Патриархе Московском и всея Руси, а также архимандрит Серафим, представитель Православной Церкви Чешских земель и Словакии при Патриархе Московском и всея Руси. Потому Божественная литургия совершалась не только на церковно-славянском и греческом, но и на арабском и английском языках. 

За литургией молились настоятельница Александро-Невского Ново-Тихвинского монастыря игумения Домника(Коробейникова) и сестры обители.

Песнопения Божественной литургии исполнили певчие левого хора Храма-Памятника на Крови под руководством Виктории Шарлаимовой, сводный хор Екатеринбургской духовной семинарии под управлением Оксаны Анатольевны Бондарец и воспитанники Архиерейской детской певческой капеллы «Октоих».

На сугубой ектении были вознесены особые прошения и молитва о Святой Руси.

В  Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской согласно определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 января 1991 года на основании решения Поместного Собора 1917-1918 годов совершается поминовение не только прославленных святых, но и всех усопших, пострадавших во время большевистских гонений, а это — порядка 130 тысяч священнослужителей, монахов и мирян. Молитва о «упокоении душ усопших рабов Божиих во дни лихолетия безвинно убиенных, страдания и истязания претерпевших, в изгнании и заключении горькую смерть приемших» была вознесена на заупокойной ектении.

Также сегодня Церковь отмечает Неделю о мытаре и фарисее — начало первой подготовительной недели к Великому посту, который в этом году начнется 3 марта. За богослужением прозвучал отрывок из Евангелия от Луки — притча о мытаре и фарисее. 

Духовному смыслу этого евангельского фрагмента уделил внимание в проповеди перед причастием участник научно-богословской конференции «Церковь. История. Богословие» протоиерей Алексий Марченко, доктор церковной истории, профессор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия. Пастырь отметил, что притча о мытаре и фарисее поясняет нам, «какое должно быть внутреннее устроение нашей души, чтобы молитва наша была услышана, и чтобы Господь принял наше покаяние».  

— Самое главное то, что если человек искренне молится и смиряется пред Богом, то такая молитва не может быть отвергнута Господом. Она всегда будет услышана, — подчеркнул отец Алексий. — Но если человек превозносится и гордится своими «успехами» в духовной жизни, своими дарованиями, если он самолюбив и горделив, то он по-настоящему не может молиться. 

Пастырь поздравил прихожан с днем Собора новомучеников и исповедников Российских, отметив особую благодать молитвы, которую им (новомученикам — ред.) даровал Господь — молиться не только о собственных грехах, но и о других людях, молиться о всем мире и даже о собственных мучителях и убийцах, подобно тому, как Господь Иисус Христос молился, будучи распятым на кресте: «Отче, прости им, ибо не ведают, что творят». 

В завершение проповеди отец Алексий прочитал стихотворение поэта Сергея Бехтеева «Молитва», переданное Государю-императору и его Августейшей Семье во время ссылки в Тобольске, и записанное в дневнике старшей дочери императора Николая II.

Пастырь пожелал помнить о духовном опыте новомучеников и исповедников Российских, святых Царственных Страстотерпцев — каяться в грехах, смиряться друг перед другом и никогда не гордиться и не превозноситься, «потому что врата Царствия Небесного открыты для тех людей, которые способны встать на колени и смиренно склонить свою главу пред нашим кротким Господом Иисусом Христом».  

Причастие Святых Христовых Тайн сегодня совершалось из восьми чаш — в престольный праздник Храма-Памятника на Крови множество прихожан пришли разделить радость молитвенного общения с сонмом архипастырей и пастырей. 

По окончании Литургии было совершено славление и вознесена молитва новомученикам и исповедникам Церкви Русской.

С архипастырским словом к верующим обратился митрополит Филиппопольский Нифон. От себя лично и от имени представителей Поместных Православных Церквей при Святейшем Патриархе Кирилле, владыка Нифон поздравил митрополита Евгения, клириков и паству с Днём памяти новомучеников и исповедников Российских, «который особенно отмечается в этом благословенном городе». 

— Молитвенно вспоминая вместе с вами исторические события, мы черпаем сегодня из «духовного колодца» богатство русской святости, чтобы передать нашим народам, — сказал архипастырь, особо отметив «братское общение, совместное служение, Авраамово гостеприимство» главы Екатеринбургской митрополии и высокий уровень прошедших Международных Рождественских образовательных чтений, председателем оргкомитета которых является митрополит Евгений. — Да дарует Вам Господь Его благодать в изобилии и укрепит в добром здравии на дальнейшее служение Святой Русской Церкви и Великой России.  

Владыка Евгений ответно поблагодарил владыку Нифона, всех архипастырей и представителей Поместных церквей за совместное богослужение и «за возможность вновь в День святых новомучеников и исповедников Российских пережить эту радость братской встречи».

В архипастырском слове глава Екатеринбургской митрополии еще раз напомнил о том, что сегодня – особенный день, день памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской. История Церкви наполнена житиями сонма мучеников, которые читали «наши земляки, наши предшественники на этой земле», «вдохновлялись их подвигом и сумели этот урок, когда Господь к этому призвал, должным образом в своей жизни реализовать», обретя подлинное безсмертие. 

Рассуждая на тему подлинного и мнимого бессмертия, владыка Евгений обратил внимание на популярность гуманизма — философского течения, которое со временем стало «практически всемирной религией». Тезис о том, что «жизнь  человека – самая большая ценность на Земле», сторонниками гуманизма возведена в абсолют. В частности, некий современный американский ученый взялся обеспечить физическое бессмертие человека — уже сделано заявление о том, что в течение десятилетия будет побеждено старение всех органов человека, и «мы станем последним поколением смертных людей». 

— Вот такой путь к бессмертию прокладывается технологическим образом, чтобы человек физически жил и физически не умирал. Но здесь ни слова нет о душе — а с чем он живет, а что он носит в своем сердце? Праведный Симеон Богоприимец — мы будем его вспоминать скоро, в День Сретения Господня — прожил более трехсот лет. Но он —Богоприимец, он в своем сердце носил память о Боге, ожидание встречи с Богом — и он этой встречей жил, тяготясь земной жизнью,  — сказал владыка Евгений, отметив, что в результатах этих научных исследований (плати, и получишь продление жизни) современный гуманизм показал свое подлинное лицо.

Архипастырь подчеркнул, что «в ту пору, когда этот самый гуманизм расцветал и набирал силу», святые новомученики и исповедники Российские совершали духовный подвиг — претерпевали до конца, сохраняя верность Господу. Так, например, завершил свой жизненный путь 22-летний священномученик Константин Богоявленский.

– Он перечеркивает вот это учение о том, что человек является центром, «пупом земли», и его жизнь, его бессмертие на земле является целью. Он (отец Константин — ред.) себя отпевает по дороге на расстрел и отдает свою жизнь за Христа и за Его Церковь, — сказал владыка. 

Собор новомучеников и исповедников — свидетельство того, сколько простых и великих людей понимали, что центр жизни — не человек, а Бог, пришедший к людям, Бог, Который любит человека, Бог, Который Свое безсмертие, Свою победу над смертью даровал человеку через соблюдение заповедей и через стяжание благодати. 

— Святые новомученики не дают нам быть обманутыми вот этим мнимым бессмертием пролонгации жизни. Они говорят о том, что жизнь во Христе, жизнь со Христом, это — жизнь, а без Христа — это уже сегодняшняя смерть, несмотря на то, что органы работают, не стареют, сердце бьется, — подытожил владыка митрополит. 

Архипастырь пожелал себе и всем действительно стяжать бессмертие — «но только то настоящее бессмертие, которое нам сегодня открывают святые XX века, которых мы именуем новомучениками и исповедниками Российскими — чтобы мы усвоили теперь их урок,  и готовы были, опираясь на их свидетельство о Кресте, свою жизнь тоже наполнять верою, верностью, любовью».

Митрополит Псковский и Порховский Матфей, председатель Комиссии Русской Православной Церкви по развитию паломничества и принесению святынь поблагодарил Владыку Евгения за гостеприимство и поздравил всех с сегодняшним праздником.

После праздничного богослужения митрополит Евгений освятил реконструированную «кувуклию» над алтарем, возведенным на месте мученической кончины святой Царской семьи и принял участие в открытии выставки, посвященной 160-летию со дня рождения и 100-летию со дня преставления святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России. Также всех участников богослужения в этот день ожидало праздничное угощение. 

Прямую трансляцию богослужения провел первый православный телеканал «Союз».

ПОСМОТРЕТЬ ФОТОАЛЬБОМ