По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

29 ноября 2024

На образовательной секции XXVI Всемирного русского народного собора обсудили мировоззрение российского школьного образования

27 ноября 2024 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве состоялось заседание секции «Мировоззрение российского школьного образования» XXVI Всемирного русского народного собора. 

Работу секции возглавили председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений и заместитель главы ВРНС, ректор Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. Щипков. 

В работе секции приняли участие министр просвещения Российской Федерации С.С. Кравцов, заместитель председателя Государственной Думы РФ П.О. Толстой, руководитель дирекции аналитических радиопрограмм телеканала «Звезда» А.Б. Шафран, представители православных гимназий, а также педагогического сообщества нескольких регионов России. 

Митрополит Евгений и Александр Владимирович Щипков представили собравшимся учебное пособие по курсу «Обществознание» для старших классов православных гимназий, вышедшее в 2024 году. Работу над созданием учебника осуществлял авторский коллектив под руководством А.В. Щипкова. 

Митрополит Евгений рассказал об истории написания учебного пособия, созданного по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Авторский коллектив собрал уникальный информационный материал с содержательным контентом, который полностью отвечает российским образовательным нормам. Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации отметил плодотворное сотрудничество авторского коллектива со специалистами Министерства просвещения Российской Федерации и издательства «Просвещение». 

О концепции учебника рассказал доктор философских наук директор Русской экспертной школы В.А. Щипков, который отметил, что перед написанием учебника авторы изучили около 80% изданных ранее учебников по обществознанию и обнаружили, что во всех них сохраняется либерально-марксистская модель описания общества, где ценности трактуются как производное социальных отношений. Авторы отказались от этой модели и построили материал таким образом, чтобы показать традиционный для российского общества подход, который подразумевает, что ключевой для общества признается сфера культуры, то есть сфера традиционных российских ценностей, а не просто моделей поведения тех или иных социальных групп. Российское общество опирается на межличностную и межпоколенческую солидарность, а общественные институты России опираются на конкретный культурно-исторический фундамент, а не на усредненные глобалистские стандарты. Данному подходу подчинена вся структура настоящего учебника. 

По завершении работы секции все собравшиеся имели возможность ознакомиться и получить методический комплект учебника. 

Также в рамках заседания митрополит Евгений сообщил, что в 2024 году впервые выбор курса «Основы православной культуры» составил 42% и тем самым превысил процент выбора других модулей «Основ религиозных культур и светской этики» (38%), которые ранее обычно предпочитали родители четвероклассников. 

Показатель вселяет надежду, что процент выбора курса ОПК продолжит уверенно расти. 

Отчего стал расти интерес к курсу? У меня ответ простой: дети и родители ценят и любят тот предмет, который учитель понимает и интересно излагает. Самый лучший предмет, равнодушно или без понимания изложенный, не вызовет интерес у ребенка, — отметил архиерей. — Из года в год мы прилагали усилие к тому, чтобы научить педагога. Для этого была создана образовательная платформа «Клевер Лаборатория». В этом интернет-пространстве присутствуют не только учителя, но и ученые, и родители. Несколько дней назад платформа перешагнула цифру в 1 миллион уникальных пользователей. Педагоги пользуются методическими разработками Русской Православной Церкви. 

Также в ходе секции были подведены итоги деятельности соборян в деле решения проблем сферы образования, закрепленные в соборном слове 2023 года. 

В средней школе вошли в норму Гимн и стяг державы в каждой школе, портреты новых героев на уроках о важном, особое отношение к отечественной истории, о чем свидетельствует и издание «государственного» учебника истории для 10-11 классов, и апробирование учебника истории для 5-9 классов — все это в контексте президентского Указа % 314 от 8 мая 2024 года об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения. 

В работе сегодня и государственный учебник «Обществознания», представленный на секции. В школах формируется «Единый план воспитательной работы», реализуется профориентационный проект «Россия – мои горизонты», Начальная военная подготовка, «Основы безопасности и защиты Родины» и др.

О благодатных переменах в высшей школе свидетельствуют и курс «Основы Российской государственности», и мировоззренческий курс ВПШ РГГУ для проректоров — Программа дополнительного профессионального образования «Цивилизационная идентичность России и воспитательная работа в высшей школе», а также проект «Обучение служением», благодаря которому в вузах укрепляется система духовно-нравственного воспитания. Также владыка Евгений отметил крепнущее в регионах взаимодействие епархий и вузов. 

В завершение работы секции митрополит Евгений пожелал всем ее участникам  Божьей помощи «в этом делании — с тем, чтобы через год вы посмотрели, оглянувшись на то, что будет сделано за год грядущий, чтобы с благодарностью Богу сказали «Слава Богу за всё» — за то, что мир, наш мир, в котором мы живём, меняется к лучшему.

 

ПОСМОТРЕТЬ ФОТОАЛЬБОМ В ГАЛЕРЕЕ