Первые работы поступают в Оргкомитет IV областного детско-юношеского конкурса школьных эссе и видеороликов «Мой город святой Екатерины». Тема конкурса в этом году – «Теплота патриотизма». Публикуем рекомендации членов жюри для участников конкурса.
Председатель жюри IV Конкурса «Мой город святой Екатерины», редактор издания «АиФ-Урал» Рада Юрьевна Боженко, – об особенностях жанра эссе:
«Дорогие друзья! Прежде всего, хочу сказать, что вам повезло, – в современной жизни нам, увы, не часто предоставляется возможность обращаться к такому дивному литературному жанру, как эссе. От других литературных форм его отличает… субъективность. Наверняка вам приходилось сталкиваться при написании, скажем, сочинений с тем, что личное отношение к героям того или иного произведения, к событиям, происходящим в нём, расходилось с «правильной» трактовкой. Не трудно догадаться, каким путём вы шли. Увы, во многих образовательных учреждениях по сей день более ценится «знание», нежели «мнение».
С эссе же всё с точностью до наоборот. В этом жанре нет необходимости глубоко исследовать тему, эссе предполагает личные размышления автора, его мысли, чувства, переживания. Иными словами, всё то, что лежит на душе. И «раскрыть душу» эссе предлагает в относительно свободной форме, не загоняя себя в рамки жёсткого плана, обязательности выводов, авторитарности стиля. Вы можете – сколько душе угодно! – использовать метафоры, аналогии, делиться наблюдениями, которые подтвердят ту или иную вашу мысль… Эссе – это полёт творческий мысли!
Однако, чтобы полёт был удачным, всё же стоит следовать определённой траектории. В сущности, она незамысловата. Желательно, чтобы работа в жанре эссе строилась по следующей схеме: вступление – тезисы (мысли), подкреплённые аргументами, – заключение. В качестве аргументов вы можете использовать, по сути, что угодно: наблюдения, жизненные ситуации, воспоминания, словесные картинки, знания, истории, мнения уважаемых вами людей… Впрочем, предложенная траектория не истина в последней инстанции. Возможно, вы проложите свою, ведь, в конце концов, эссе отличает свобода композиции. Но при этом всё-таки держите в голове, что в вашем уникальном тексте должно быть смысловое единство, содружество. Попросту говоря, не стоит прыгать с пятого на десятое.
Уверена, все вы культурные, воспитанные люди, но всё же напомню, что следует отказаться от соблазна использовать при написании эссе жаргонные, сленговые словечки, сокращения (оставим «спс» для соцсетей), равно как и штампы в словах и мыслях. Поверьте, интересна ваша индивидуальность, ваш взгляд, именно ваш – личностный – образ мышления.
Творите! У вас всё получится! А мы остаёмся в предвкушении ярких впечатлений от прочтения ваших работ».
Об особенностях темы конкурса в этом году – комментарий постоянного члена жюри конкурса Галины Васильевны Юрьевой – учителя русского языка и литературы с 42-летним стажем, Отличника народного образования, лауреата Дягилевской премии.
«Теплота Патриотизма» – это тема четвёртого конкурса, который уже обрёл свою достойную историю, связанную с историей Отечества. О теплоте патриотизма сказал великий русский писатель Лев Николаевич Толстой в своём знаменитом романе «Война и Мир» (том III, часть 1, глава 25). Он объединил эти два слова, определив их условием победы над врагом и особым духовным качеством патриотизма.
Это чувство имеет и свою тысячелетнюю историю, связанную с христианством.
«Нет больше той любви, как если кто положит душу за друзей своих», «Да любите друг друга, как бы Я возлюбил вас», «Мир оставляю вам, мир даю вам». Эти слова из Евангелия от Иоанна звучат как напутствие духовной жизни, потому-то и ракурс размышления над этой темой будет определять сам автор, для которого примеры из реальной жизни будут доказательным аргументом в раскрытии темы эссе.
Теплота Патриотизма – эти два слова взаимно дополняют друг друга, они существуют по принципу сообщающихся сосудов. И мы задаём себе невольно вопросы: «Когда мы испытываем состояние душевного тепла? Какова значимость этого чувства? Какова степень его власти над человеком? В чём моральная сила поступка? Кто способен на поступок?» Однозначного ответа на эти вопросы нет, потому мы ставим многоточие, а это наш мысленный язык.
И мы будем рассуждать над темой, используя уже имеющийся опыт, размышляя самокритично над поступками в нашей реальной жизни: милосердии и сострадании, чувстве ответственности, силе примера. Именно об этом мы будем говорить в наших эссе. Так, работая творчески, мы будем созидать и себя».
Участие в конкурсе могут принять учащиеся общеобразовательных учреждений, ссузов и вузов, а также воскресных школ в возрасте от 7 до 18 лет; представители общественных организаций и объединений Екатеринбурга и Среднего Урала. В этом году на конкурс принимаются не только эссе, но и видеоролики – для этих работ предусмотрена отдельная номинация».
Конкурсные работы, а также сопроводительный пакет документов (см. положение) принимаются на электронную почту gse_ekb@mail.ru. Планируется, что объявление победителей конкурса состоится 25 декабря 2024 года, а вручение наград – в святочные дни в январе.
– В конкурсных работах мы предлагаем авторам поразмышлять о том, как проявляют «теплоту патриотизма» жители города святой Екатерины, приведя примеры их героического служения в самых разных сферах – в образовании, медицине, науке, культуре, промышленности, – говорят организаторы конкурса. – При этом надеемся увидеть в эссе и видеороликах не просто пересказ биографии или исторических событий, а авторское мнение и рассуждения.
В этом году по итогам Конкурса определяются победители и призеры: в конкурсе эссе – первое, второе и третье место в каждой возрастной категории; в конкурсе видеороликов ‒ первое место в каждой возрастной категории.
Напомним, конкурс «Мой город святой Екатерины» в 2024 году проходит в четвертый раз по благословению митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Евгения.
Организаторы – Екатеринбургская епархия при поддержке Екатеринбургского отделения Всемирного русского народного собора и сообщества «Город святой Екатерины» в социальной сети «ВКонтакте».
В этом году среди организаторов Конкурса – региональное министерство образования и молодежной политики и Департамент образования города Екатеринбурга. Проект реализуется в рамках Соглашений о взаимодействии Екатеринбургской епархии с профильными Министерствами и Департаментом. Партнер Конкурса, так же, как и в прошлом году – Екатеринбургский Дом учителя.
Заявки на участие в конкурсе и конкурсные работы принимаются по 15 декабря включительно на электронную почту gse_ekb@mail.ru.
Видео- и текстовые рекомендации участников жюри размещаются в группе конкурса в социальной сети «ВКонтакте»: https://vk.com/mojgorodse