195 лет назад, 31 октября 1829 года, родился Иоанн Ильич Сергиев, будущий святой праведный Иоанн Кронштадтский – один из самых почитаемых канонизированных служителей церкви, которого в народе называют великим чудотворцем.
С самого начала своего служения Иоанн Кронштадтский активно занимался благотворительностью: основал Дом трудолюбия (работный дом с мастерскими), школу для бедных, женскую богадельню, детский приют. Преподавал Закон Божий в различных учебных заведениях; занимался написанием книг, учений, наставлений; находил доброе слово для каждого. Со временем слава о духовных дарах священнослужителя, бескорыстии и помощи распространилась по всей России.
По молитве Иоанна Кронштадтского совершались чудесные исцеления и спасения людей в, казалось бы, самых безвыходных ситуациях, когда даже именитые врачи опускали руки.
Большое значение имела встреча с отцом Иоанном, например, в жизни известного екатеринбургского старца иеросхимонаха Константина (Шипунова). Когда он еще в молодости проходил службу в армии и как-то присутствовал на одном из богослужений отца Иоанна, тот пророчески сказал ему: «Солдат, мотай на ус, будешь наставником». Предсказание это исполнилось через десятки лет, когда, после многих испытаний и скорбей, Константин стал духовным руководителем для сотен людей. Свое старческое служение ему довелось совершать в тяжелейшие годы гонений на Церковь: многих он утешал, ободрял и призывал к покаянию, многим помогал сохранить веру и надежду на Господа, многих поддерживал не только духовно, но и материально. Любовь к отцу Иоанну и благодарность ему он сохранял до конца своей жизни и, по устным свидетельствам, некоторое время даже состоял в переписке с ним.
На Урале, как и по всей России, хорошо знали об отце Иоанне, почитали и любили его. Поэтому с особой радостью и огромным воодушевлением встречали его пермяки и екатеринбуржцы в 1904 и 1905 годах: для многих и многих это событие стало незабываемым на всю жизнь.
В июне 1905 года отец Иоанн посетил Екатеринбург.
Отец Иоанн прибыл в Екатеринбург по Пермской железной дороге в 6.30 утра 22 июня 1905 года. Для встречи известного пастыря выезжали в Пермь ключарь кафедрального Богоявленского собора протоиерей Леонид Игноратов, горный инженер Алексей Михайлович Иванов (сын М. И. Иванова) и староста Свято-Духовской церкви М. Г. Корольков, а на станции Бисер — городской голова И. К. Анфиногенов. Ко времени прихода поезда прибыл на Пермский железнодорожный вокзал Преосвященный Владимир, епископ Екатеринбургский и Ирбитский, собрались все члены Духовной консистории, городское духовенство, депутаты от духовенства епархии, съехавшиеся в то время на епархиальный съезд, игумения Магдалина (Досманова) с сестрами Ново-Тихвинского монастыря, представители городских властей, а также множество народа всех сословий. Как писалось в местной прессе, отец Иоанн был встречен в Екатеринбурге «с любовью, искренней радостью и прямо-таки бурным энтузиазмом». После краткой беседы с встречавшими батюшка проследовал в город к владыке Владимиру, «сердечно встречаемый на пути толпами народа».
В восемь часов утра отец Иоанн отбыл из архиерейских покоев в Ново-Тихвинский женский монастырь. Утреня и Литургия были совершены батюшкой в присутствии Преосвященнейшего Владимира, в сослужении тридцати восьми протоиереев и священников, протодиакона и пяти диаконов.
Современники отца Иоанна отмечали, что литургия была для него как бы неким стержнем всей жизни, духовно он жил от литургии до литургии, а все остальное являлось для него второстепенным.
Пастырь оставил впоследствии в своем дневнике такую запись об этом богослужении: «Служил Литургию в Екатеринбурге, в женском монастыре Марии Магдалины. <…> Господь дал обильные слезы умиления. Во время причащения Святых Тайн враг бесплотный запнул было меня на минуту, сопротивляясь Истине Божией через дебелость сердечную, но благодать при моем усилии рассеяла мираж вражий, и я успокоился, обновился, возрадовался и проповедь краткую сказал на тему „В дому Отца Моего обители многи суть“. Сказал содержательно и складно в присутствии Преосвященнейшего Владимира. Божий он человек: умный, наблюдательный, твердый в правде, скромный, кроткий, благолепный».
Как описывали очевидцы, при выходе из Ново-Тихвинской обители отец Иоанн совершал свой путь крайне медленно, так как «масса народа окружила его плотною стеною, с которою не могли сладить казаки и полицейские. Порядок, тем не менее, нарушен не был, и отец Кронштадтский, благословляя на ходу народ, сел, наконец, в экипаж и отбыл в город».
После окончания богослужения и трапезы в монастыре батюшка проследовал в дом М. И. Иванова, находившийся неподалеку от архиерейских покоев: на ул. Архиерейская, 5. Вторую половину того памятного дня отец Иоанн посвятил приему больных и увечных, заполнивших весь большой двор и сад у дома Михаила Ивановича. «Перед уважаемым пастырем прошла целая волна человеческого горя, несчастий и болезней, — писалось в газете «Урал»; — приходили слепые, помешанные, расслабленные… Истерические крики, слезы, мольбы висели над толпой, и порой казалось, что не будет конца этому притоку человеческой горести, что она охватила своим больным энтузиазмом и всех окружающих пастыря лиц. Но два-три душевно ласковые слова утешения, сказанные уважаемым пастырем, прекращали стоны, слезы отчаяния, болезни, горя сменялись тихими слезами умиления, блестела улыбка счастья, духовного уравновешивания и спокойствия».
У нас нет сведений, были ли в это время по молитвам отца Иоанна какие-либо исцеления, но это и не так важно. Как отмечает один из жизнеописателей отца Иоанна, епископ Александр (Семенов-Тян-Шанский), самым главным чудом по молитвам отца Иоанна было воскрешение человеческих душ, оживление в них веры в Господа, твердой надежды на Его милость и всемогущую помощь, любви к Нему. Все же остальные чудеса являлись лишь средством к достижению этого, самого важного для спасения нашего, чуда.
По окончании приема на дому батюшка посетил еще некоторых из горожан, сопровождаемый всюду отцом Леонидом Игноратовым и М.И. Ивановым. По воспоминаниям дочери преподобномученика Ардалиона (Пономарева), бывшего в то время преподавателем Закона Божия в Екатеринбургском духовном училище, отец Иоанн посетил и их дом, благословив всех членов семьи.
На следующий день, 23 июня, в праздник Владимирской иконы Божией Матери, отец Иоанн Кронштадтский совершал утреню и Божественную литургию в Крестовой церкви архиерейского дома.
Это здание, построенное в начале XIX столетия, принадлежало первоначально купцам Рязановым, затем перешло к горному ведомству. Именно в нем в 1824 году останавливался император Александр I, а в 1837 году побывал наследник цесаревич, будущий император Александр II.
К половине восьмого утра Крестовая церковь уже была полна народа и два ряда солдат и наряд полицейских с трудом охраняли узкий проход от западных дверей до амвона. В алтаре к этому времени собралось назначенное к служению литургии духовенство, а также много иереев и диаконов, приехавших из разных мест епархии с целью видеть служение батюшки. Около восьми часов приехал в храм иеромонах Феофан, всегда сопутствовавший отцу Иоанну, и сообщил, что скоро прибудет и сам Кронштадтский пастырь.
В местной прессе отмечалось, что это богослужение, совершенное отцом Иоанном, было необыкновенно торжественным. Архиерейский хор исполнял церковные песнопения на музыку лучших русских композиторов: Бортнянского, Львова, Чайковского. Народа было столь много, что, как и в Ново-Тихвинском монастыре, молящимися был заполнен не только сам храм, но и вся территория вокруг него. Среди приступавших к таинству святого причащения было много больных и увечных, а само причащение совершалось вплоть до 12 часов дня.
После трапезы отец Иоанн посетил дома господ Давыдовых, Степановых, Гребеньковых… В каждом из этих домов батюшка совершал краткий молебен перед которым произносил задушевное слово хозяевам. От Гребеньковых батюшка проследовал на ткацкую фабрику Макаровых, где в одной из мастерских в присутствии рабочих был отслужен молебен, перед которым им было произнесено слово о важном значении труда в спасении души. Посетив еще один дом, отец Иоанн возвратился к шести часам вечера для отдыха к М. И. Иванову. Уже около восьми часов вечера отец Иоанн принял депутацию рабочих екатеринбургских железнодорожных мастерских, просивших его отслужить у них в депо молебен.
Посетив господ Волковых, живших на Симоновской улице, отец Иоанн проехал в мастерские. Тысячная толпа рабочих заполнила мастерские и весь двор, встречая пастыря. Как отмечалось в местной прессе, порядок при этом был образцовый: за ним наблюдали сами рабочие. Совершив молебен в мастерских, батюшка посетил также квартиру издателя газеты «Урал», где в присутствии всего состава редакции, рабочих типографии, наборщиков и их семей им был совершен водосвятный молебен, перед которым было сказано слово о необходимости стремления к совершенствованию своей души.
В полдвенадцатого ночи, отдохнув от посещений, отец Иоанн, сопровождаемый семьями Ивановых, Афиногеновых и Корольковых, отбыл на вокзал, в парадных комнатах которого собрались к тому времени все видные представители как духовного, так и административного, и купеческого мира Екатеринбурга. Сюда же прибыл и Преосвященный Владимир, а громадная толпа народа заполнила не только помещения вокзала и платформу, но и всю большую площадь перед вокзалом. В полвторого ночи отец Иоанн, простившись с окружающими и благословив всех, отбыл в сопровождении М. И. Иванова и М. Г. Королькова на Пермь, откуда он должен был проследовать на Котлас, Вятку и далее — на родину в Архангельскую губернию.
Примечательно, что по пути следования поезд делал несколько крупных остановок: в Нижнетагильском и Кушвинском заводах, на перегоне между Чусовским и Лысьвенским заводами. О следовании отца Иоанна по железной дороги сообщалось на станции заранее, телеграфом. В это время множество людей стремились хоть издали увидеть маститого пастыря, получить его благословение, удостоиться ласкового взгляда. По свидетельству очевидцев, на остановках батюшка принимал священнослужителей местных церквей, членов причта и прихожан храмов: некоторые из них смогли даже лично побеседовать, исповедаться и получить благословение пастыря. Священнослужителям он раздавал в благословение свои книги и фотографические карточки, а простым верующим — крестики, иконки и хлеб.
Люди продолжали тянуться к отцу Иоанну и после его ухода из земной жизни. Об этом свидетельствует издание «Чудотворная сила молитв батюшки о. Иоанна» (1914): «Прошло пять лет со дня кончины дорогого батюшки о. Иоанна, и мы с радостью продолжаем наблюдать, что к священной гробнице его изо дня в день идут как те, которые привыкли за него держаться при жизни, так и новые бесчисленные богомольцы со всех концов земли нашей, и даже иностранцы. Очевидно люди влекутся сюда верою, что душа в Бозе почившего пастыря, освободившись от уз плоти, ещё дерзновеннее, чем при жизни предстательствует за них пред Богом».
Благочестивые дела любимого и глубоко почитаемого народом пастыря не были забыты – в 1990 году протоиерей Иоанн Ильич Сергиев был канонизирован, войдя в историю Русской Православной Церкви как святой праведный Иоанн Кронштадтский.