«Не с пьянством надо бороться, а взращивать добродетель трезвости как базовую духовно-нравственную ценность», – уверен настоятель храма святителя Николая Чудотворца при Уральском горном университете, председатель отдела по утверждению трезвости и профилактики зависимостей Екатеринбургской епархии протоиерей Игорь Бачинин. Об этом пастырь рассказал в интервью «АиФ-Урал».
«Братья и сёстры!»
Рада Боженко, «АиФ-Урал»: — Отец Игорь, в советское время был лозунг «Трезвость – норма жизни»…
— Вообще говоря, советский период просто принял определённую традицию. В 1895 году министерство финансов, проявляя заботу о духовно-нравственном состоянии народа, выступило инициатором создания Попечительства о народной трезвости. Государственные мужи того времени прекрасно понимали: для того чтобы народ жил трезво, его нужно этому учить. Не профилактировать, не алкоголизм лечить, а учить жить трезво. Это равносильно тому, что, если человек хочет трудиться, его нужно этому учить. Или: если мы хотим, чтобы человек умел читать, писать, считать, его нужно учить.
Так вот, с 1895 года в стране велась очень большая просветительская работа. И, когда началась Первая мировая война, ныне прославленный в лике святых император Николай II издал не запрещающий указ, а разрешающий сельским сходам на период мобилизации закрывать свои питейные заведения.
— Интересный ход. Дескать, я разрешаю, а инициатива в ваших руках?
— Именно. Но, надо сказать, при этом с 1895 по 1914 год Церковь вела активную просветительскую работу. По данным на 1911 год, по всей Российской империи существовало 1 698 приходских обществ трезвости, в них участвовало более 498 тысяч человек. А сегодня у нас всего лишь около 600 приходских обществ трезвости и около семи тысяч человек, давших обет трезвости.
Его Святейшество Патриарх Кирилл в 2008 году, когда только заступил в управление Церковью, на заседании Священного Синода выступил с инициативой создания общественно-государственного Совета по защите от алкогольной угрозы. И, надо сказать, с того времени по сей день по инициативе Церкви очень многое было сделано. Дело в том, что для христианского мировоззрения трезвость всегда была нормой жизни! Причём нетрезвость, согласно Священному Писанию, бывает не только от употребления вина. Святитель Иоанн Златоуст говорил, что пьянеть человек может не только от вина, но и от чревоугодия, от похоти, от гнева…
— То есть от любой страсти, от любого греха?
— Да, и в Священном Писании (в послании святого апостола Павла) сказано: «Пьяницы Царствия Божиего не наследуют». Поэтому трезвость как нравственная ценность (я бы даже сказал как базовая национальная ценность), как христианская добродетель всегда была присуща церковному христианскому православному мировоззрению.
Когда во время антиалкогольной кампании Михаила Сергеевича Горбачёва опирались на тезис «трезвость – норма жизни», по сути, опирались на христианское мировоззрение. В сущности, тут нет ничего нового и удивительного. Вспомните, какой тяжёлый период гонений переживала Церковь, но… началась Великая Отечественная война, и Иосиф Виссарионович Сталин, обращаясь к народу, вдруг сказал: «Братья и сёстры!»
Так что, думаю, апеллирование к традициям и послужило причиной того, что трезвость стала нормой жизни.
Разрешено прекратить
— Выходит, ничего нового светская власть не придумала.
— Конечно. Так и сегодня… 9 ноября 2022 года вышел указ Президента «О государственной политике по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», в котором говорится, что в формировании общероссийской гражданской идентичности особая роль принадлежит православию и тем духовно-нравственным ценностям, которые мы черпаем из Священного Писания.
Более того, религиоведы называют иудаизм, христианство и ислам авраамическими религиями. У нас с ними общие духовно-нравственные ценности, то есть все эти традиционные для Российской Федерации конфессии базируются на библейских ценностях.
— Современное Попечительство о народной трезвости по-прежнему исповедует принцип – трезвой жизни нужно учить?
— Да, мы до сих пор на этом держимся, мы стараемся этим заниматься, и власть нас поддерживает. Другое дело, что есть законы, реформировать которые, внести в них изменения мы не можем, поскольку не имеем такой законодательной инициативы. Хотя Совет по защите от алкогольной угрозы, о котором я говорил, в своë время инициировал принятие в 2009 году Государственной концепции по сокращению употребления алкоголя до 2020 года. В 2020 году эта концепция была реформирована и принята на следующий период – до 2030 года. То есть концептуальные решения власть выразила. Но существуют федеральные и региональные законы, которые надо реформировать.
То есть движение Попечительство о народной трезвости пробуждает и мотивирует власть, пробуждает гражданскую инициативу.
— Если я правильно понимаю, конкурс «Здоровое село – территория трезвости» – это тоже история про «пробуждение»?
— Смотрите, в течение двух лет подряд Областной Центр общественного здоровья и медицинской профилактики проводит исследование среди участников проекта. Выборка – около 4,5 тысячи человек. И если в первый год количество жителей, которые были за то, чтобы на территории их населённого пункта не продавали алкоголь, было около 30%, то в прошлом году таких уже было 49%. То есть мы видим, что просветительская работа, как и сто лет назад, приносит свои результаты.
Но одной только общественной инициативы недостаточно. Очень важно, чтобы были приняты законодательные решения.
— Например?
— Приведу в пример Республику Саха. Там из 456 улусов более чем в двухстах прекратили продажу алкоголя. Прекратили не потому, что это власть решила, а потому что она разрешила. Дескать, если вы не хотите, чтобы у вас торговали алкоголем, пожалуйста, можете прекратить продажу.
— Пошли по стопам Николая II.
— Так методология работает!
— Несмотря на мощное алкогольное лобби?
— Так их аргументы абсолютно несостоятельны и рассчитаны на каких-то простачков. К примеру, они говорят, что в период алкогольной кампании середины 80-х вырубили виноградники и это привело к народным бунтам. Но умалчивают, что в этот период – с 1985-го по 1987-й год – рождаемость в стране увеличилась на 1 миллион 200 тысяч человек.
— То есть «сухой закон» работает?
— Никогда не использую это словосочетание в своей риторике, поскольку в тематическом поле он имеет негативную окраску. К тому же у нас никогда, даже в царской России, не было «сухих законов». Были определённые, даже не запретительные, а ограничительные меры. Но этим мерам должна предшествовать просветительская работа. Почему захлебнулась антиалкогольная кампания 1995 года? Потому что там сразу начали с запретительных мер.
Так вот, про лобби… Ещё один их аргумент: если будет прекращена официальная продажа алкоголя, люди будут заниматься самогоноварением и травиться. Но, простите, сегодня самогонные аппараты в свободном доступе, покупай любой, а если хочешь – и на дом привезут. Но если в 2009 году в стране среднедушевое потребление алкоголя составляло 18 литров на душу населения, то мы в Российской Федерации сумели, в том числе благодаря просветительско-ограничительным мерам, снизить его до 7,8 литра.
— При доступности алкоголя и пресловутых самогонных аппаратах?
— Да. Видите ли, сам процесс потребления вытекает из алкоголизации общественного сознания. Помню, Геннадий Онищенко, будучи главным санитарным врачом РФ, говорил, что у нас существует такое понятие, как этаноловая культура. И сформирована она вот этими вот лоббистами, которых с прагматичной точки зрения можно понять: для устойчивости любого бизнеса нужно воспитывать своего потребителя. Чем они и успешно занимаются.
Не одно и то же!
— Что можно этому противопоставить?
— Уверен, что противостоять этому способен народ. И наша главная задача заключается в том, чтобы рассказать о том, что есть истинная трезвость. Да, мы живём на информационно-оккупированной территории, в условиях подмены наших национальных ценностей, поэтому мы тем более должны говорить о трезвости как о нашей базовой национальной ценности. И, чтобы это противостояние преодолеть, мы должны об этом говорить гораздо шире.
Но тут вот в чём проблема: у многих, в том числе у власть предержащих и у средств массовой информации, когда речь заходит о трезвости, возникает ассоциативный ряд – борьба с пьянством и алкоголизмом. Но это не одно и то же! Это как раз и есть подмена понятий.
— Разве это не звенья одной цепи?
— Есть вершки и корешки. Так вот, алкоголизация и алкоголизм – это не корешок. Это следствие. Мы потребляем алкоголь не потому, что у нас профилактика неправильная или потому что у нас не правильно лечат больных алкоголизмом, а потому что мы утратили трезвость как базовую национальную ценность. Поэтому мы должны говорить именно о трезвости. Нас очень часто пытаются затянуть в пространство борьбы с алкоголизмом. Нет, это не борьба с алкоголизмом, это воспитание трезвости.
— В таком случае, этим с пелёнок надо заниматься.
— Совершенно верно. Есть такой замечательный человек, доктор психологических наук, член-корреспондент Российской академии образования Виктор Иванович Слободчиков, который является автором одной из современных доктрин образования. И он говорит: когда мы занимаемся профилактикой пороков, мы об этом и говорим, мы сознание человека погружаем в эту проблематику, поэтому не пороки надо профилактировать, а взращивать добродетель. То есть, перенося на нашу тему, не с пьянством надо бороться, а взращивать добродетель трезвости. Тем более что у нас есть замечательный исторический опыт.
И есть замечательная историческая личность – педагог-народник, просветитель Сергей Александрович Рачинский, который в конце XIX века преподавал в своей народной школе села Татево Смоленской губернии. Однажды во время сельского праздника он увидел ехавшего в повозке одного из своих лучших воспитанников, который – «меня, как молнией пронзило» — был совершенно пьян. И тогда, как он говорил, я, как педагог, понял свою несостоятельность: оказывается я не сделал ничего, чтобы ВОСПИТАТЬ ВОЛЮ у своих подопечных против такой распространённой проблемы в крестьянских семьях. И тогда, он говорит, я не нашёл ничего лучшего, как быть примером для своих воспитанников.
— Беда в том, что сегодня педагоги не авторитет для своих воспитанников.
— Точно так же, как правоохранительные органы, военнослужащие, священнослужители. Между тем на авторитете этих людей, на уважении к ним всегда строилась Россия. Даже Бисмарк в своë время сказал, что войну выигрывают в первую очередь школьные учителя и священники. Не воины! Потому что тот дух, который есть у воинства, воспитывается.
Господь попустил нам ковид, сейчас идёт СВО, и должны в нашем с вами обществе произойти какие-то фундаментальные изменения. Ну что ещё должно произойти, чтобы мы поняли, что трезвость – норма жизни?