В день памяти святого праведного Симеона Верхотурского, 25 сентября 2024 года, глава Екатеринбургской митрополии вручил – медаль ордена Русской Православной Церкви благоверного князя Димитрия Донского – насельнику Свято-Николаевского монастыря города Верхотурье иеромонаху Аркадию (Абатурову). Патриаршей награды благочинный Свято-Николаевского монастыря был удостоен во внимание к мужественному несению пастырского служения в военных условиях.
О своем служении в зоне Специальной военной операции отец Аркадий рассказал на страницах местной газеты «Новая жизнь» после возвращения с очередной командировки.
«Весной 2022 года, в небольшом храме в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» на территории Актайского подворья Свято-Николаевского мужского монастыря начали служить молебны о воинах – участниках специальной военной операции. Позже, в городе, проводили крестные ходы за Победу. В одном из помещений на территории мужского монастыря верхотурцы стали изготавливать блиндажные свечи – для нужд фронта.
Инициатором и организатором всего этого стал наш соратник, священник – настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник», иеромонах Свято-Николаевского мужского монастыря отец Аркадий (Абатуров).
Позже, в конце июля 2023 года, он сам уехал на Донбасс со своей миссией – полуторамесячной командировкой.
Вернувшись, он согласился рассказать СВОю историю корреспонденту верхотурской муниципальной газеты «Новая жизнь».
О самом главном, что увидел, узнал, прочувствовал душой и сердцем там, «за ленточкой», как сейчас в России называют территории, где идет специальная военная операция.
— Отец Аркадий, когда и как Вы приняли решение поехать на СВО? После молебнов, крестных ходов, отпеваний павших верхотурцев, которые Вы тоже совершали, решили послужить еще и там, где идут боевые действия?
— Из Синодального отдела Московской Патриархии еще в конце зимы разослали обращение по монастырям, храмам о том, что войска остро нуждаются в духовном окормлении. Тогда я и подумал, что у нас в монастыре 12 иеромонахов, какое-то время без меня обойдутся. Пошел к нашему духовнику отцу Сергию, попросил у него благословения. А также попросил благословения у игумена монастыря отца Иеронима. Меня благословили.
Стал готовиться. Подал прошение в Екатеринбургскую епархию. Побывал вместе с другими батюшками-добровольцами на стажировке в институте медицины катастроф в Екатеринбурге. Весной в епархии для нас был проведен инструктаж о том, каким должно быть поведение священника в армии.
Я решил послужить там, где идут боевые действия. Нашим воинам действительно нужна и важна духовная поддержка.
— Служить Вам довелось в мобильном госпитале. Расскажите о буднях священника на войне.
— Командировка была с первого августа по четвертое сентября в Луганскую народную республику. Ситуация была такая на тот момент, что на передовой батюшек хватало, ведь сейчас в Российской армии священники служат и по контракту. Не хватало батюшек в госпиталях, меня и распределили в один из них. Сразу скажу, что распорядок и дисциплина были строгими – за пределы госпиталя выходить нельзя. Моя служба заключалась в общении с ранеными офицерами и солдатами, а также с персоналом госпиталя. Я вместе с ними встречал тех, кого привозили с поля боя. Врачи сразу же смотрят: кого на операцию, кого на перевязки, кого на гипсование.
Я тоже смотрел: кто с чем, кому в какое время можно подойти. И уже потом подходил, начинал беседу. Спрашивал: «Крещеный ли?» Если крещеный, желает ли исповедоваться, причаститься. Были и некрещенные, но имевшие желание покреститься. 12 человек окрестил. Исповедовал, причащал, вручал крестики, у кого их не было, раздавал иконки, в том числе привезенные с собой Симеона праведного, пояса «Живый в помощи», молитвословы воинов. Благословлял, кропил святой водой.
Беседа заключалась в том, чтобы подбодрить человека. Этим людям, раненым воинам, было тяжело, но они говорили. Конечно, надо было подбирать те слова, чтобы они захотели продолжить разговор, а не отвернулись от меня. Чаще диалог был короткий, ведь у многих была невыносимая боль. Также благословлял, кропил святой водой, помазывал елеем персонал госпиталя. Каждый день ходил Крестным ходом вокруг госпиталя с иконой Божьей Матери «Умиление злых сердец».
Раненые с передовой – это контрактники, добровольцы, мобилизованные. Люди разного возраста, с разных мест России. Были 2000 года рождения, но были и 1953–1956 годов – эти все исключительно добровольцы. Много добровольцев из Москвы и Московской области. Но также очень много с Урала, Сибири, Дальнего Востока. Наша область – это Екатеринбург, Серов, Краснотурьинск, Североуральск, Качканар, Туринск. С жителями всех этих городов в солдатской форме довелось повстречаться. Несомненно, все эти люди – герои. Там идет жестокая война. Наши воины держатся благодаря мужеству и непоколебимой вере в Победу. Огонь со стороны противника массированный и очень плотный.
Я скажу так, что на войне неверующих нет. Там все верят. Встретил, правда, нескольких человек, которые в Бога не верили. Верили непонятно во что, но все-таки верили. Основная часть наших воинов – православные, есть и мусульмане, но они к православным батюшкам относятся уважительно. А вообще там люди сплоченные, дружные, трезвые. Народ собранный. Строгая дисциплина, взаимопонимание, единомыслие, все заняты своим делом – хирурги, реаниматологи, травматологи, фельдшера, санитары. Но у всех, в том числе у командиров и подчиненных, дружеское, человечное отношение друг к другу. Сотрудники госпиталя, кстати, шли, навстречу во всех моих просьбах, ни в чем не отказывали. Подарил госпиталю привезенную с собой икону Божьей Матери «Живоносный источник».
— Как обстоят дела с обеспечением медикаментами, питанием?
— Недостатка госпиталь в общем-то ни в чем не испытывает. Вкусной, питательной пищей кормили три раза в день. Наш мобильный госпиталь – специального назначения. Там оказывают только срочную помощь легко- и тяжелораненым, поступающим с передовой, а после – отправка в госпиталь в Ростов-на-Дону – на продолжительное лечение, реабилитацию.
— Специальная военная операция стала частью жизни страны. Все патриоты в России считают, что она обязательно закончится нашей Победой. Ждут эту Победу. Вы какие мысли и чувства на этот счет привезли оттуда?
— Там люди осознанно воюют за свою страну. Это дети, внуки и уже правнуки победителей Великой Отечественной войны. Ценой своей жизни они отстаивают наши жизни. И мы воюем не с народом Украины. Мы воюем с Западом, который ставит задачи разделения и уничтожения нашей страны. Наши военные на передовой выдерживают фактически натиск стран НАТО, которые просто прут – там их техника, военные инструктора, обученные подразделения. Но наши не только обороняются, но и продвигаются вперед, да притом ставится задача максимального сохранения солдатских жизней.
Тыл – это тоже очень важно. Не только задачи обеспечения нужд фронта. Очень многое зависит от того, какой у людей настрой в тылу. Мы здесь в Верхотурье начинали с молебнов. В храме «Живоносный источник» сначала был только я – священник, пономарь и певчая. Потом стали приходить матери солдат-контрактников. Народ пошел после частичной мобилизации – был полный храм, порой встать негде. Я рад, что верхотурцы приняли такое активное участие в изготовлении блиндажных свечей, приходили порой целыми коллективами. Сейчас снова будем всё возрождать: молебны о здоровье воинов идут каждую субботу, но уже в мужском монастыре.
«Промывка мозгов», навязывание западных ценностей – это много лет шло не только на Украине, но и в России. Сейчас всё меняется. Россия возвращается к своим ценностям. Это вера, традиционная семья, патриотизм. А там, где я побывал, – передовой край, там выковывается новая Россия – через горнило страданий.
Поездка мне далась нелегко. Это не отдых, не санаторий. Считаю, это была необходимость. Поехать туда, побывать там – было нужно и правильно».
Текст: Михаил Смышляев, газета «Новая жизнь», г. Верхотурье