Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений и заместитель Главы Всемирного русского народного собора Александр Владимирович Щипков представили учебное пособие по курсу «Обществознание» для старших классов православных гимназий.
Презентация учебного пособия проходила в аванзале Храма Христа Спасителя.
Издание представил руководитель авторского коллектива учебника «Обществознание» для 10-11 классов православных гимназий – ректор Российского православного университета святого Иоанна Богослова, профессор философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, заместитель Главы Всемирного русского народного собора Александр Владимирович Щипков.
Учебное пособие по курсу «Обществознание» для 10-11 классов разработано для православных гимназий по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в тесном сотрудничестве со специалистами Министерства просвещения РФ и издательства «Просвещение».
Принципиальное методологическое отличие данного пособия от аналогичных учебников, используемых в общеобразовательных школах, заключается в том, что оно построено на традиционалистских принципах.
Под традицией авторы учебного пособия понимают сложившийся в исторической России механизм передачи коллективного социального опыта народа (культурного, религиозного, научного, политического, военного и т.д.) от поколения к поколению. Это понимание предполагает восприятие традиции не как определённой эпохи, статического обряда или привычки, а как культурно-нравственного договора поколений, как способ передачи образа мысли, образа социального поведения. Задача настоящего учебного пособия заключается в том, чтобы показать ученикам, что это и есть основное социальное достояние российского народа, которое обеспечивает сохранность его исторической судьбы и суверенитета.
Сущность человека не исчерпывается ни биологическими, ни политико-экономическими, ни технологическими факторами. Поэтому в этом учебном пособии общественные процессы рассматриваются в их стремлении к идеалу, то есть, в рамках вертикальной духовной, а не утилитарной горизонтальной динамики развития.
По мнению авторов пособия, познания в области социальных наук по мере прохождения курса «Обществознания» должны сочетаться с теми нравственными ориентирами, с теми традиционными ценностями, которые присущи православию и всем традиционным религиям нашей Родины.
Данному подходу подчинена вся структура настоящего учебника. Ключевой для общества в нём признается сфера культуры, то есть сфера традиционных российских ценностей, а не просто моделей поведения тех или иных социальных групп. Настоящее учебное пособие по «Обществознанию» показывает, что российское общество опирается на межличностную и межпоколенческую солидарность, а общественные институты России опираются на конкретный культурно-исторический фундамент, а не на усреднённые глобалистские стандарты.
Курс 10-го класса включает в себя четыре главы. Глава «Ценности и культура: от прошлого к будущему» знакомит учеников с явлениями окружающей человека культуры и культурными ценностями, начиная с высших ценностей нравственности, морали, этики и религии и заканчивая ценностями, созданными усилиями отдельных людей: научными знаниями, произведениями великих писателей, художников и т.д. Глава «Общество в контексте социальной философии и социологии» посвящена описанию природы социальных институтов, таких как семья, этнос, нация, а также формам социальной мобильности, происхождению и способам разрешения различных конфликтов;
Глава «Деятельность человека и способы познания мира» знакомит с важнейшими социально значимыми функциями человека, такими как мышление, язык, научное познание;
Глава «Экономика и ее роль в жизни общество» знакомит учащихся с экономическими теориями прошлого и настоящего, принципами работы предприятий, функционирования финансовой политики, кредитов, вкладов и инвестиций, пенсионной системы и страхования. Показывает необходимость связи между экономикой и нравственностью.
Курс 11 класса состоит из трех глав. Глава «Власть, политика, государство» даёт представление о природе государства, политической власти и политических системах. Глава «Глобальный мир и его противоречия» рассматривает ключевые факторы общественного развития, феномены информационного общества и массовых коммуникаций, а также даёт характеристику российской цивилизации и её отношениям с глобальным миром. Глава «Право и законодательство Российской Федерации» рассказывает о правах и свободах человека, сферах права, законодательства и законотворческом процессе.
Одной из ключевых задач авторов учебного пособия было свести обширную информацию по теме каждой их глав в единую, логичную и последовательную систему и научить школьников применять эту систему при анализе социальных процессов и явлений.
Рубрикация пособия способствует системному усвоению материала: в начале каждого параграфа сформулирован главный вопрос, на который можно получить ответ, изучая его материалы. Текст параграфов снабжен рубриками «Основные положения параграфа» и «Основные термины параграфа», а также рубриками «Рассуждаем», «Вспоминаем», «Из истории науки», «Кстати», «Словарь», «Подведем итоги», «Создаем проект». В конце параграфов приведены разноуровневые задания и вопросы, на которые нужно ответить для закрепления материала. В конце каждой главы помещён «Практикум», задания которого помогут закрепить материал и подготовиться к сдаче ЕГЭ.
Учебное пособие соответствует всем государственным стандартам и может использоваться как дополнительный материал во всех общеобразовательных школах по усмотрению преподавателя.