Священномученик Павел Фокин родился в 1881 году в семье диакона. Мать его была просфорницей. Кроме Павла в семье воспитывалось еще два сына, которые впоследствии стали священниками, и две дочери: Евгения и Вера.
Подобно своим братьям, Павел Иванович избрал духовную стезю: он поступил в Пермскую духовную семинарию. В 1905 году он был рукоположен во диакона. Служил в храмах Пермской епархии.
В марте 1912 года диакон был переведен в Екатеринбург, в Екатерининский собор — одну из старейших и наиболее красивых церквей города. В декабре того же года отец Павел удостоился рукоположения в священнический сан и был определен на служение в Сретенскую церковь села Мурзинского Верхотурского уезда.
В 1918 году на Среднем Урале начался массовый террор. Почти везде, где появлялись красногвардейские отряды, производились аресты священнослужителей. Из всех церковно- и священнослужителей села Мурзинского отец Павел был, видимо, наиболее ревностным и активным: произносил проповеди, лично беседовал с прихожанами. Это было вменено ему в антисоветскую агитацию. Под угрозой ареста и привлечения к суду Ревтрибунала духовенству Сретенской церкви была официально запрещена «всякая агитация», а с отца Павла взяли следующую подписку:
«1918 года, июня 8[-го] дня, я, нижеподписавшийся священник Павел Фокин, состоя на службе духовного ведомства при Мурзинской Сретенской церкви, сим обещаюсь, что выступать с проповедями против советской власти ни с амвона, ни в собраниях и общих молениях, ни в частных разговорах не буду и местную и государственную власть признаю как власть законную и каких-либо противодействий ее распоряжениям делать не намерен».
Вскоре после этого в селе Мурзинском, как и везде по Уралу, началась мобилизация в ряды Красной армии. Все мужское население села отказалось вступать в Рабоче-Крестьянскую Красную армию. Члены коллегии донесли об этом инциденте в город Нижний Тагил, откуда сразу же прибыл карательный отряд во главе с комиссаром Чугуновым. После взятия с населения контрибуции размером десять тысяч рублей Чугунов приказал арестовать местного священника отца Павла, а также семнадцать мужчин, подлежавших мобилизации. Все они были отправлены в Алапаевск. Здесь в ночь на 27 августа/9 сентября отец Павел был расстрелян большевиками.
После смерти отца Павла его матушка осталась одна с пятью малолетними детьми без всяких средств к существованию. Осенью 1918 года семья, вероятно, получила некоторое утешение в своей скорбной жизни. В это время территории Верхотурского и других уральских уездов постепенно освобождались белыми, которых население встречало хлебом-солью, с иконами и хоругвями. Жизнь начинала налаживаться. В сентябре 1918 года в Екатеринбурге было проведено епархиальное собрание под председательством Преосвященного Григория, епископа Екатеринбургского и Ирбитского. Постановлением этого собрания семьям священнослужителей, убитых большевиками, в том числе и семье отца Павла Фокина, стала оказываться материальная помощь. Было решено ежемесячно в течение трех лет производить денежные сборы с духовенства, устроить сбор средств по церквям, начать организацию чтений, лекций и концертов, посвященных памяти погибших иереев. «Было приятно и радостно сознавать, — писали «Известия Екатеринбургской Церкви», — что бедные сироты получат вовремя помощь в своем тяжелом, безвыходном положении, что их горе разделяет и вся епархия, что священнослужители, стоя пред престолом Всевышнего, будут возносить свои теплые молитвы за мучеников иереев, погибших на своем посту при исполнении своего пастырского долга.
Однако, к сожалению, этим добрым начинаниям не суждено было осуществиться во всей полноте: ситуация коренным образом изменилась летом 1919 года, с возвращением правления большевиков. Помощь семьям погибших священников стала тогда уже невозможной…
Павел Иванович Фокин прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской от Екатеринбургской епархии 17 июля 2002 года. В 2010 году его имя включено в Собор Екатеринбургских святых.