По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

30 августа 2024

Митрополит Евгений в эфире ОТВ: «Божья Матерь – это пример, счастливой и правильной жизни»

На вопросы об Успении Пресвятой Богородицы и Успенском посте, о целомудрии и даре Божием, о пребывании в епархии ковчега с частью Пояса Пресвятой Богородицы и о воспитании учащих и учащихся  в эфире ОТВ ответил митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви 27 августа 2024 года, накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы.

Беседа с ведущей программы «Акцент» Екатериной Цыганковой началась с темы духовного смысла праздника Успения Пресвятой Богородицы, являющейся примером счастливой и правильной жизни.

Божья Матерь – это пример, счастливой и правильной жизни.

И мы все знаем, что рано или поздно для нас наступит момент смерти. Нам это предстоит. Важно знать, кто такая смерть? Какие силы над нею властны?

Матерь Божия преодолела, победила смерть силой Своего Сына, теми отношениями, которые у них были.

И говоря о важности Успенского поста, мы говорим не о том, что надо или не надо есть, а скорее, о том, что очень важно понимать смысл жизни на примере жизни Пресвятой Богородицы и каким образом можно жизнью победить смерть.

Владыка напомнил о том, что пост – это время для размышлений, воспоминаний, планирования собственной жизни.

Далее приводим беседу, состоявшуюся в студии ОТВ.

— Насколько необходимо, чтобы дети соблюдали пост?

– Нам важно, чтобы ребенок научился, чтобы у него был некий опыт самоограничения. Приведу пример: мы хотим, чтобы наши дети были образованными. И для этого мы их отдаем в школу, чтобы они знали математику, русский, историю, биологию. Но для того, чтобы они это узнали, мы на них накладываем некие ограничения. Они должны встать утром по будильнику – они не могут спать, сколько хотят. Мы их заставляем проснуться, принуждаем где-то не пойти гулять на улицу, а посвятить время урокам. Мы понимаем, что в этом есть смысл. Чтобы выучиться, ребенок должен приучить себя к труду, к познанию, чтобы потом быть развитым и полноценным членом общества.

И когда мы говорим о посте, если это важно для человека, если нам важно воспитать в ребёнке такие свойства, как послушание, знание Божественных принципов, то мы тоже должны помочь детям сделать некие усилия над собой. Пойти в храм во время поста, прочитать определённые материалы, например, житие Пресвятой Богородицы. Ну и если ребёнок готов некий подвиг свершить ради какой-то малой победы над собой, и посвятить этот подвиг Богу, Матери Божьей, то – пожалуйста. И тогда дети с определенного возраста соглашаются не есть мясных котлет в течение какого времени. И он понимает, что он сумел, как взрослый, потрудиться и победить. 

– Владыка, вы сказали, что эти духовные уроки можно использовать как как некие правила жизни. Для современных женщин, в том числе, какие правила можно выделить отдельно? На что сейчас можно обратить внимание, чтобы жить как Божия Матерь?

– В первую очередь, я бы сказал, что это стремление к чистоте. К чистоте ума, к чистоте речи, к чистоте отношений. Целомудрие. Не ханжеское отношение к слову «целомудрие», а как целостность жизни, целостность разума, целостность мудрости человека и чистота. Это касается и женщин, и мужчин тоже.

Чистота речи. Есть опыт употребления нечистых слов, скверно-словие, мат, грубость, – это не свойственно Божьей Матери, Ее речь была чиста. Если человек будет стараться подражать хотя бы в чистоте речи, то это уже подражание Божьей Матери, это хороший урок.

Чистота мыслей. Ты можешь молчать или мало говорить, но в уме осуждать, оскорблять, унижать людей. А можно проследить за собой и сделать так, чтобы твой ум, твое отношение, твои мысли были чистыми. Вот такие простые уроки могут изменить жизнь человека к лучшему. И Церковь своим прихожанам такие уроки обильно дает на примере Пресвятой Богородицы.

В любом случае надо начинать с себя. Говорить всем о том, что как надо себя вести, каким образом надо жить, человек может только тогда, когда он сам себя к этому каким-то образом понуждает, призывает. И вот мы говорим, пост – это прекрасная возможность, прекрасный повод определённое время провести в таком уподоблении, в таком труде над собой. Попробовать: а я могу прожить день и не ругнуться? Я могу прожить неделю, чтобы не унизить никого, никакой скандал не совершить? Могу ли я прожить час, чтобы какая-то мысль постыдная меня не посетила. Перебороть себя. Это серьёзный труд. Но человек, который за него берётся, постепенно достигает какой-то степени вот этой чистоты. Я такого человека назвал счастливым.

– Некоторые используют пост немножко с другими целями. Как вы к этому относитесь?

– Это сужение такое, с-ужение. Кто-то относится к спорту как к возможности быть в тонусе, чтобы развиваться, чтобы не пережиреть. А кто-то – как к возможности выплеснуть свои эмоции, покричать на стадионе и поболеть за свою команду. Кто-то – как к возможности заработать, сделать ставку на тотализаторе и, соответственно, выиграть или поиграть. И то, и другое, и третье имеют отношение к спорту. Но понимаем, что пользу приносит только сам спорт. И так же и пост. Можно не есть, можно «заниматься веганством». Но это о том, что ты себя меньше покормил: белки, жиры, углеводы. Это не называется пост, это называется диета. А все-таки пост, это то, что касается ума, сердца, и каких-то внешних проявлений, конечно, тоже.

– Август – это еще и время сразу трех Спасов: медовый, яблочный, ореховый. Что, когда нужно приносить в церковь, освящать? Что это дает?

– Мы живем в такое время, когда не очень понимаем ценность простых вещей. Традиция освящения первых яблок, первого мёда, освещения орехов сформировалась тогда, когда жизнь человека очень зависела от того, собрал ты урожай или ты урожай не собрал. Если ты собрал яблоки и их высушил, сварил, заквасил, у тебя есть осенью, зимой, что есть. Ты собрал орехи, они не портятся. Если будет какой-то голодный период, ты всегда поддержишь свою жизнь. Поэтому люди, собирая эти плоды, благодарили Бога, и мы тоже благодарим Бога, принося эти продукты в храм для освящения. Это некие плоды, и мы через них просто Бога благодарим за всё: за хлеб, за воду, за здоровье, за все те дары, которые он нам даёт.

В этом отношении яблоки, орехи и мёд – это не просто какие-то особые продукты, а это наше такое воспоминание о том, что, приходя в магазин, в супермаркет, выбирая на полках все это изобилие, мы должны не забывать, что это от Бога. Если мы будем это забывать, то Бог может это не дать. Каждое яблочко, каждый орешек и банка мёда – это всё равно Бог дал.

Он тебе дал здоровье, ты заработал деньги, и ты приобрёл. Не забывай о том, Кто тебе дал это здоровье, ум, работу, на которой ты работаешь. Всякое вот такое освящение мы так или иначе связываем, что это — дар Божий.

Приходя в магазин и потягивая руку, беря с полочки красивое антоновское яблоко, стоит сказать: «Господи, слава Тебе, что у меня есть здоровье, чтобы его съесть, есть у людей силы, что они вырастили это, и я сегодня держу это яблоко в руках». Надо вот таким образом освящать те продукты, которые мы берем. А уж если есть возможность прийти в храм, поблагодарить Бога, послужить соответствующий молебен, окропить святой водой, это очень хорошо. Я бы пожелал не забывать о таком важном деле.

– В Храме-на Крови в Екатеринбурге на время Успенского поста был выставлен для поклонения верующими ковчег с частью Пояса Пресвятой Богородицы…

– Да, ковчег с частицей Пояса Пресвятой Богородицы был вручен (епархии – ред.) в Царские дни, в ночь 16 на 17 июля. До конца поста он находится в Храме-на Крови. Впоследствии (с 1 сентября — ред.), в течение года мы будем его переносить из одного храма в другой, из одного города нашей области в другой, с тем, чтобы люди, те, кто живут в Первоуральске, в Серове, в Нижнем Тагиле, в Каменске-Уральском, могли, не совершая каких-то далёких путешествий, обратиться к Божьей Матери за помощью.

К первому сентября мы опубликуем график движения этого ковчега по нашей области и пригласим прийти к Божией Матери, поклониться Ей.

– Вы в начале этого года говорили, что главная задача – это воспитать воспитателей. Как вы считаете, чего сегодня не хватает современным педагогам? В чем, так скажем, их недостатки?

– Наш современный педагог, как и врач, как и госслужащий, его жизнь очень регламентирована. Он, я бы сказал так, очень плотно зажат между множеством-множеством того, что можно и чего нельзя. (…) Учитель себя в таких рамках чувствует неуверенно: а это можно сказать, а это нельзя? А как можно? А как нельзя? А если сделать? Переступил такую черту. Пришли родители, написали. Пришла прокуратура, отругала. Учитель, как невольник какой-то. Он —  педагог, он должен передать детям опыт жизни своей, опыт жизни математиков, физиков, писателей, поэтов, патриотов.. А вокруг него стоит множество ограничений. И, конечно, тяжело человеку, тяжело педагогу. Почему?

Таких почему, их очень много. Можно задать вопрос: почему военные оказались в таком положении, что они, скажем так, не в полную меру могли защищать свою Родину? Почему врачи в таком положении оказались, что они не могли оказывать медицинские услуги в полную меру, как от них ожидает общество?

Тут надо анализировать. Может, не почему, а что? Что сегодня можно сделать для того, чтобы преодолеть ситуацию? Как сегодня помочь, чтобы военный человек мог встать на защиту Родины и не думал о том, что кушает его семья, в какую школу пойдут его дети, какую страховку получат в случае ранения или смерти. Что сделать, чтобы обеспечить военного? Что сделать, чтобы врач имел возможность в полную меру, во-первых, освоить свою специальность, иметь соответствующее оборудование, иметь полномочия лечить человека не столько от болезней, сколько человека. И это тоже касается учителей, педагогов. Что нужно сделать? 

Сейчас уже многое делается, мы знаем, что приняты очень серьезные указы о сохранении исторического наследия, о сохранении традиционных духовно-нравственных ценностей. И это сохранение традиционных духовно-нравственных ценностей можно и нужно осуществлять в сознании собственном и наших детей. Можно и нужно осуществлять посредством передачи этих ценностей. Во-первых, восприятия самому, во-вторых, передачи их детям.

– А у всех современных учителей это сформировано?

– Вот как раз вы упомянули вот эту фразу о том, что надо воспитать. Очень важно сегодня учителям передать эти ценности, рассказать, что такое патриотизм, что такое семейные ценности. Сейчас речь идет о введении предмета «Семьеведение в школе».

Представьте себе, если мы возьмем среднюю екатеринбургскую школу и попытаемся в ней собрать учителей и узнать, у кого из них есть свой позитивный, положительный опыт полной семьи, где есть старики, которые передают свой опыт, есть любящие родители, младшие братики сестренки. У кого есть опыт жизни в такой семье? И кто может рассказать об этом опыте, чтобы у детей глазки загорелись, и они тоже захотели иметь вот такую полную семью?

– И только уже этих учителей подпускать к «Семьеведению»?..

– Мы увидим, что их очень немного. Кто-то говорит, надо, наверное, батюшек в школу приглашать, чтобы они рассказывали о семейных ценностях. Тоже хорошо. Но надо понимать, что священник – тоже не волшебник, который из рукава, как фокусник, достает что-то. Считается, что все священники должны быть воспитаны в правильных семьях. Но они также, как учителя, имеют совершенно различный опыт.

Поэтому из учительской среды, я не сомневаюсь, можно найти, выбрать ярких, интересных носителей семейных ценностей, и сделать так, чтобы они поделились своим опытом с учителями, дали им методику, как об этих ценностях можно и нужно рассказать.

Среди священников есть потрясающие пастыри в Екатеринбурге, которые, во-первых, имеют опыт замечательной собственной семейной жизни, во-вторых, имеют опыт передачи вот этого опыта семейной жизни, семейного бытия, счастливого, другим людям, проводят замечательные семейные встречи. И у таких пастырей есть, что рассказать учителям, поделиться с педагогами таким опытом.

– А негативный опыт какой-то должны разбирать на этих уроках, как вы считаете?

– Я думаю, что, конечно, когда мы изучаем правила дорожного движения, мы изучаем знаки, которые разрешают и знаки, которые запрещают. И это все помогает безопасно двигаться по дорогам. И, общаясь с детьми, мы должны рассказать о том, что такое хорошо, дать позитивные примеры учителям, а через них детям. И привести негативные примеры. Но сообразно возрасту ребенка. Потому что рассказывая о негативе малышам, можно их к этому негативу и приучить.

Поэтому я убежден в том, что у нас очень большой потенциал для того, чтобы рассказать нашим школьникам, передать им традиционные духовно-нравственные ценности и семейные ценности. Но это надо делать очень аккуратно.

У нас в регионе есть замечательный опыт: лет 10 назад преподавался в школах в рамках регионального курса предмет «Духовная основа семейной жизни». К составлению этого пособия имел прямое отношение митрополит Викентий и целый ряд его интереснейших помощников. Это очень интересный опыт, изложенный в учебнике, на который тоже можно было бы, наверное, опереться при работе с учителями.

Знаете, когда надо воспитывать ребенка? Да с рождения. Рассказывать ему о семье с самого младшего возраста. Потому что если этого не делать, в 12−13 лет он из интернета, соцсетнй, такого опыта накачает, что просто не сможет создать семью.

Поэтому необходимо давать позитивный образ семьи, если мы хотим, чтобы наша жизнь продолжилась, чтобы рождались дети в семьях, и воспитывались дети в семьях, для этого необходимо прикладывать конкретные и понятные усилия. Если этого не сделаем, а мы этого не делали в течение 30 лет, и у нас сегодня рождаемость уже в таком минусе, что через 30 лет на наших землях могут обитать совершенно другие народы.

Нашему школьнику надо иметь информацию не только об опыте child free, который популяризируется. Ему не нужно иметь опыт и знания об ЛГБТ*, в результате которого не рождаются дети.

Нужно иметь примеры хорошей правильной дружбы, любви и как результат, семейных отношений, чтобы знал это и в своей собственной жизни попытался эту возможность реализовать.

 

*ЛГБТ — запрещенное в России движение