26 августа Церковь чтит память священномучеников Иоанна Шишева и Иоасафа Панова – священников Георгиевской церкви села Мироновского Верхотурского уезда, а также священника Ирбитского уезда Константина Попова.
Иоанн Иоаннович Шишев
Иван Иванович Шишев родился 5 декабря 1865 года в семье псаломщика Флоро-Лаврской церкви села Пироговского Камышловского уезда Ивана Филипповича Шишева и его супруги Анфисы Федоровны. Кроме Ивана, у Ивана Филипповича было еще пятеро сыновей. Иван Иванович был самым младшим ребенком в семье: когда его отец скончался, ему было лишь восемь лет.
В 1880 году Иван окончил курс обучения в Далматовском духовном училище по второму разряду и поступил в Пермскую Духовную семинарию. В 1886 году Иван Иванович окончил семинарию по второму разряду и вскоре после этого вступил в брак с дочерью священника Иоанна Николаевича Оранского Ольгой. Впоследствии у них родилось шестеро детей: сыновья Дмитрий, Владимир, Петр и Александр и дочери Наталия и Елизавета (к сожалению, двое сыновей — Дмитрий и Александр — умерли во младенчестве).
20 июня 1888 года Иоанн Шишев был рукоположен в сан священника Преосвященнейшим Поликарпом, епископом Екатеринбургским и Ирбитским, после чего начал священническое служение в Вознесенской церкви села Крестовского Камышловского уезда. Через пять с половиной лет его перевели к Покровской церкви Колчеданской женской общины того же уезда.
В 1865 году в селе Колчеданском была учреждена Покровская женская община, при которой устроили храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы, с приделами в честь праведного Симеона Верхотурского и апостола Иоанна Богослова. При общине действовала церковно-приходская школа для девочек. Отец Иоанн преподавал в этой школе Закон Божий и заслужил самые высокие отзывы о своей деятельности епархиальных наблюдателей церковных школ. Кроме преподавания в школе, отец Иоанн в 1894–1895 годах исполнял также обязанности духовного следователя по 2-му округу Камышловского уезда.
В апреле 1900 года Указом Преосвященного Иринея, епископа Екатеринбургского и Ирбитского, отец Иоанн был перемещен на первую священническую вакансию к церкви во имя великомученика Георгия в селе Мироновском Верхотурского уезда, где и прошла вся его дальнейшая жизнь.
Летом 1918 года на Урале была объявлена мобилизация в ряды Красной армии. Однако это не вызвало сочувствия у местного населения – большинство мужчин недавно вернулись с фронтов Первой мировой войны и отказывались снова идти воевать. В селе Мироновском и окрестных с ним селах и деревнях отказавшихся призывников насчитывалось до двух тысяч человек. Они «сконцентрировались в селе Мироново, с целью уклониться от службы, хотя они не были вооруженные, а в селе играли в городки», – говорилось впоследствии в одном из советских документов. В ответ на этот протест красногвардейцы, сосредоточив на берегу реки Реж несколько отрядов с пулеметами, вошли в Мироновское с требованием немедленного подчинения мобилизации. «Большинство согласились, поехали на станцию Егоршино, некоторые дорогой начали разбегаться, некоторых порастеряли». К организации протеста красные сочли причастными нескольких священников сел Мироновского и близлежащего Лягушинского. Вскоре все они приняли мученическую смерть.
О том, как произошло убийство отца Иоанна Шишева, позднее рассказывалось в газете «Уральская жизнь»: 26 августа 1918 года в Мироновское вошел отряд из пяти вооруженных конных красноармейцев. Явившись к обоим служившим там священникам: отцу Иоанну Шишеву и отцу Иоасафу Панову, красноармейцы объявили им о поступившем на них доносе в антисоветской агитации и приказали следовать в штаб полка, располагавшийся в то время на станции Егоршино. Отца Иоанна вызвался сопровождать его сын Владимир, только что вернувшийся из австрийского плена, а с отцом Иоасафом поехал сын Сергей. «Выехали за село, – пишет автор статьи. – Проехали с версту. „Стой“, — командуют красные. Священники остановились. „Попы-черти, вылезайте! И ты, белогвардеец — (сын отца Панова)!“ Священники и молодой человек слезли. „Ну, попы, вставайте в ряд, поднимайте руки вверх, молитесь своему Богу, сейчас вас расстреляем“, — командуют изверги. Следует брань, залпы из ружей, и три жертвы принесены. Свидетель этой ужасной сцены, сын отца Шишева, сидел как бы окаменелый, потеряв рассудок…». Так погиб верный служитель Церкви Христовой — отец Иоанн Шишев. «Вечная память этим мученикам!» — писали «Известия Екатеринбургской Церкви» чуть позже.
После расстрела отца Иоанна Владимир получил от красных разрешение на захоронение его тела в селе Мироновском, в ограде Георгиевской церкви, что и было им сразу же исполнено.
У родственников отца Иоанна Шишева сохранилось несколько фотографий священника и его семьи. Во всех чертах лица батюшки запечатлены неподдельные кротость и смирение, внутреннее благородство и одухотворенность; в серьезном взгляде — тихая печаль.
Иоасаф Стефанович Панов
Иоасаф Панов родился в 1859 году в семье священника Стефана Панова и его супруги Агнии Александровны.
В 1875 году Иоасаф окончил Далматовское духовное училище, а затем в течение нескольких лет был псаломщиком в Вознесенском соборе Екатеринбурга. В 1889 году его рукоположили в сан диакона, и он стал исполнять свое служение в Свято-Николаевской церкви Верхне-Туринского завода Верхотурского уезда. Через два года, в апреле 1891 года, указом Преосвященного Поликарпа, епископа Екатеринбургского и Ирбитского, отец Иоасаф удостоился возведения в священнический сан и был переведен для служения в село Нижнее Екатеринбургского уезда.
В ноябре 1904 года отец Иоасаф был переведен на служение в Успенскую церковь села Тыгишского Камышловского уезда. Село это расположено близ озера Тыгиш, от которого и получило свое название. Деревянный Успенский храм был построен в нем в 1851 году.
В июле 1911 года отец Иоасаф по собственному прошению, видимо, из-за болезни, был уволен за штат, однако уже через полгода, в начале февраля 1912 года, ему было поручено временное заведование приходом села Мостовского Ирбитского уезда, а затем, с ноября, приходом Георгиевской церкви села Мироновского. В 1913-14 годах его дважды переводили в другие храмы, но ненадолго, вскоре он возвращался на прежнее место служения.
После Октябрьского переворота 1917 года представители советской власти вначале относились к духовенству хотя и враждебно, но довольно сдержанно. Однако с апреля-мая 1918 года ситуация стала меняться в худшую сторону. 19 мая состоялся Пленум ЦК РКП(б), постановление которого гласило: «Выясняется, что в последнее время усилилась агитация духовенства против советской власти, решено повести против духовенства решительную письменную агитацию». Было принято решение «ввести в практику приговоры к смертной казни за определенные преступления». Вскоре после этого в газете «Уральский рабочий» появилась статья «Борьба с клерикализмом».
26 августа в селе Мироновском были арестованы отец Иоасаф Панов и отец Иоанн Шишев. Так священники, служившие у одного престола и смерть встретили вместе, мужественно и бестрепетно.
Константин Иванович Попов
Константин Иванович Попов родился 20 октября 1869 года в семье церковнослужителя. Когда ему исполнилось 10 лет, он поступил в Екатеринбургское духовное училище на казенное содержание и закончил его в 1884 году, получив право на поступление в Пермскую духовную семинарию. В 1885 г., после первого класса семинарии, он стал работать помощником учителя земской школы. С октября 1887 года Константин Иванович стал служить при Екатеринбургской Крестовоздвиженской церкви, а 23 июня 1889 г. был посвящен в стихарь. Вскоре он был назначен на должность псаломщика в Сретенскую церковь Пышминско-Экономического села Камышловского уезда и примерно в это же время женился.
В 1893 году Константин Иванович удостоился рукоположения в сан диакона и был переведен к церкви в честь Святых Апостолов Петра и Павла Сусанского (Нейво-Шайтанского) завода Верхотурского уезда.
В мае 1918 года диакон Константин удостоился рукоположения в сан священника и был назначен на служение в Вознесенскую церковь села Лягушинское (Клепининское) Ирбитского уезда.
В это время на Урале, как и во всей стране, происходили грозные события, связанные с Гражданской войной и красным террором. Большевики осуществляли психологическое запугивание народа, чтобы он испытывал страх перед новой властью. По всей стране прокатилась волна арестов, которые сопровождались угрозами, издевательствами и побоями. Арестованных часто убивали без суда и следствия.
С особой жестокостью проходили гонения большевиков на Церковь и духовенство. Священнослужителей арестовывали за контрреволюционную агитацию (под которой чаще всего понималось чтение в храмах посланий Патриарха, Поместного Собора и епархиальных архиереев, осуждавших большевиков), за противодействие власти (отказ выдавать метрические книги без разрешения епархиальных властей и венчать лиц, разведенных светскими органами), и, наконец, ни за что – например, в качестве заложников. Убийства священнослужителей зачастую совершались изуверскими способами, публично, в сочетании с различными унижениями.
Летом 1918 года жители Ирбитского уезда испытали на себе все ужасы государственной политики большевиков. Так, в двух верстах от села Лягушинское, где служил священник Константин Попов, в селе Мироновское, в августе 1918 года отряд красноармейцев арестовал и расстрелял служивших там священников Иоанна Шишова и Иоасафа Панова. Красноармейцы повезли их по направлению к станции Егоршино, но по дороге без суда и следствия расстреляли. Двинувшись далее, они встретили на дороге священника Константина Попова. Они стащили его с повозки, избили и закололи штыками, а мертвое тело бросили в падинник, куда крестьяне вывозили дохлую скотину.