Накануне Храм-Памятник на Крови посетил известный проповедник и миссионер, настоятель храма Троицы Живоначальной в Хохлах протоиерей Андрей Ткачев. Священник посетил так называемую «Царскую комнату», возведенную на месте мученической кончины святой Царской семьи и их верных слуг, и совершил молебен святым Царственным страстотерпцам.
По завершении молебна отец Андрей обратился к присутствующим со словом проповеди:
— Человек высок и велик по замыслу Божиему, красив. Мир по замыслу Божиему – это храм, а человек – священник в этом храме. И каждый цветок в этом мире – это маленькая кадильница, а каждая птичка – маленький псаломщик.
Без человека мир не имеет смысла. Если всё оставить, а человека убрать, мир будет страшно пуст. Он будет совершенно незакончен. Он будет стонать о своей пустоте, потому что у него не будет главного связующего звена, завершающего всё это мироздание.
А сколько людей нужно? Один. А кто? Любой. Тогда это был Адам. Затосковал Адам, не хотел быть один на земле, и дал ему Бог помощницу. И получили заповедь – плодитесь, наполняйте. Вы – священники, маленькие цари, маленькие боги.
Человек получил повеление быть богом и не сохранил его. Русский народ получил повеление быть богоносцем и не сохранил его. Он должен был быть верным Царю и престолу Божьему всегда. Отрёкся, изменил, опустил руки, заболел, стал бесноваться (…) Люди вообще страдают от того, что они изменили своё призвание, что они не такие, какими быть должны (…), — отметил пастырь. — Контраст между тем, кем ты должен был стать, и кем ты стал, и составляет мучение каждого человеческого сердца. Не знаю, понимают это люди, не понимают, но тоскует сердце человеческое от того, что человек не такой, каким должен быть; и народ весь не такой, каким должен быть. И в Церкви не так все может быть хорошо, как должно, как Господь придумал, как Он благословил, потому что мы заносим свои страсти всюду. Зайдет человек и с собой целый мешок страстей принесет, и все тут же испортится.
Вот эта тоска по идеалу и желание исправиться должно быть у каждого человека. А у русского народа должно быть желание смыть с себя слезами грех отступничества и отказ быть народом-богоносцем.
Мы захотели быть, как прочие народы, захотели жить, как все, захотели просто, чтобы утром был круассан, а летом была поездка на море, захотели, чтобы в каждом доме был автомобиль, а больше ничего не захотели.
А про Царство Небесное? «А не надо нам Царство Небесное, пусть нам будет сыто, тепло, вкусно и приятно, все», — захотел так русский человек. А этого ему нельзя. Он должен быть народом-богоносцем. Если ты не хочешь сам идти, тебя потащат. Прям за шиворот потащат. И поэтому Господь по острому пути «тащит нас за шиворот» на настоящее покаяние.
И весь наш народ должен так или иначе пройти через эту комнату для того, чтобы почувствовать свою личную причастность к этой трагедии, после которой рухнула одна Россия, и стала с кровью рождаться другая, в которой мы сегодня и живем.
Эта новая Россия после Царя нуждается в покаянии и братолюбии. Надо научиться любить друг друга и искренне каяться в грехах своих. И брать на себя свой крест — а у русского народа особенный крест — и нести его по жизни.
Напомним, «Царская комната» – благоукрашенный к 100-летию подвига Царской семьи алтарь придела в честь святых Царственных страстотерпцев, который возведен на месте мученической кончины императора Николая Александровича, его семьи и верных подданных.