Отдел религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии провел Методический день для руководителей воскресных школ, а также педагогов предметов «Закона Божия», церковного пения, церковнославянского языка, изобразительного и декоративно-прикладного искусства. В этом году на встрече собралось более 100 человек.
Задача Методического дня – в короткий срок получить навыки для совершенствования педагогического служения в воскресных школах. Объединяющая тема всех направлений – «Вознесение Господне».
С приветственным словом к руководителям воскресных школ обратился иерей Иоанн Авдюшин, и.о. председателя ОРОиК епархии.
Далее директора рассуждали о значении праздника Вознесения Господня для каждого христианина, опираясь на слова святых отцов, искали аргументы для разговора с детьми и выстраивали деятельность воскресной школы. В обсуждении приняли участие также клирик Владимирского храма на Семи Ключах иерей Георгий Кабанов и клирик Казанского храма на Химмаше иерей Георгий Слесарев.
Иерей Павел Ващенко, клирик храма во имя Всех святых, предложил директорам «конструктор» по организации воскресной школы. С его помощью руководитель может определить план своих действий, учитывая иерархию взаимоотношений на приходе, управленческие функции и разнообразные виды деятельности. Участники встречи получили летнее домашнее задание – поработать с конструктором, а на Съезде законоучителей решено сделать следующий шаг в этой работе.
— Большое спасибо за метод-день! Ценный опыт, я лично многое взяла себе на заметку. Особое спасибо за лекцию о Евгении Онегине. Это действительно, актуальнейшая книга, как будто про наше время написанная. Мы увидели две России, противостоящие друг другу. По сути, речь идет о двух видах воспитания, и нам надо выбрать тот, который основан на православных идеалах, на ценностях нашего народа, — поделились участники встречи.
На курсах преподавателей Закона Божия педагоги рассмотрели события Вознесения Господня с разных сторон – от изучения прообразов праздника до описания события в книгах Священного Писания, от изучения библейских текстов к изучению богослужебных текстов и иконографических памятников. Также был представлен опыт проведения урока, во время которого педагоги искали возможности раскрыть духовный смысл праздника детям. С большим интересом прошел обмен опытом работы по теме года – «Храм как святыня и произведение искусства» – свой опыт представили педагоги храма в честь Преображения Господня, Вознесенского архиерейского подворья, храма во имя Всех святых города Екатеринбурга, а также храмов святых апостолов Петра и Павла из Первоуральска и Воскресения Господня пос. Верх-Нейвинск.
— Тема Вознесения Господня непростая для преподавания – это догматика, духовный смысл, тексты Священного Писания, богослужебные тексты. Семинар помог систематизировать знания, я увидела несколько новых приемов преподавания этой темы, которые планирую использовать в будущем, — отметила Ю.Б. Надымова, педагог храма во имя Всех святых.
Вниманию участников методического объединения были предложены возможные формы работы с подростками по изучению святых, в том числе новомучеников и по организации оздоровительных физических занятий. Здесь был представлен опыт воскресных школ храмов Всех святых и Стефана Великопермского и опыт храма Рождества Христова соответственно.
— Очень интересный опыт представили коллеги. Так много идей появилось, будем обдумывать, учиться и применять на практике, — поделилась М.И.Баженова, педагог храма в честь Преображения Господня.
Также в этот день прошла встреча для педагогов церковного пения, они разобрали методы и приемы работы над техникой дирижирования с детским хором. Опытом поделилась Оксана Анатольевна Бондарец, регент Вознесенского архиерейского подворья, преподаватель регентского отделения Екатеринбургской духовной семинарии.
Руководитель регентского отделения семинарии Ксения Евгеньевна Шелудякова рассказала о спецификах работы над церковным песнопением. Также педагоги получили рекомендации по репертуару на Фестиваль святой Екатерины и практические советы по использованию элементов сольфеджио на уроках церковного пения.
Преподаватели церковнославянского языка погрузились в лексическую работу с богослужебными текстами. Они изучили строение канона службы Вознесения Господня, разобрали особенности тропаря и кондака праздника, тренировались на речеголосовом тренинге, а также прочитали покаянный канон ко Господу под руководством чтеца и певчего Иоанно-Предтеченского храма Романа Гольца.
Благодаря методическому дню педагоги узнали, как размять голос, какие упражнения делать, а также как это передать детям на занятиях. Для этого они читали сложные скороговорки, а потом все это переложили на чтение в храме.
В завершение занятий участники познакомились с церковнославянизмами в текстах Александра Сергеевича Пушкина и обменялись опытом преподавания церковнославянского языка на приходах.
Творческие и вдохновляющие курсы прошли и для преподавателей изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Какие отличительные особенности есть в моем храме? Как рассказать детям о православной символике? Что необходимо, чтобы организовать выставку о семье в воскресной школе? Педагоги учились воплощать свои идеи с помощью бумаги, красок, пластилина.
Традиционно авторами уникальных мастер-классов стали преподаватели воскресных школ Екатеринбургской епархии и директор Школы церковно-прикладного искусства и иконописи во имя св. прп. Андрея Рублева при Храме-на-Крови – Екатерина Ивановна Недзельская.
В следующий раз руководители и педагоги всех направлений встретятся в августе на ХХ Съезде православных законоучителей.