Книжная выставка «Роль А.С. Пушкина в религиозном сознании», выставка рисунков по мотивам пушкинских сказок, беседа со священником «Пушкин. Христианство в творчестве и жизни» – так Вознесенское архиерейское подворье Екатеринбурга отметило день 225-летия со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина.
В день рождения русского поэта, 6 июня, в храме открылась книжная выставка «Роль А.С. Пушкина в религиозном сознании».
В экспозиции представлены сборники, стихотворения, сказки, поэмы Александра Сергеевича, а тажке книги о поэте известных иерархов Православной Церкви, церковных публицистов, представителей отечественной словесности и мыслителей.
— Вы найдёте книги с систематизированным изложением истории отечественной словесности XVII-XX веков в православном осмыслении, значение веры в жизни и творчестве Александра Сергеевича, его отношение к Николаю I, переписка со святителем Филаретом, митрополитом Московским, а также увидите Пушкина на картинах И.К. Айвазовского, — рассказали в отделе культуры Екатеринбургской епархии.
Выставка открыта для всех желающих до 3 июля 2024 года. Вход свободный.
Площадка летнего городского лагеря «Любовь и вера», действующего при воскресной школе Вознесенского храма, организовала выставку рисунков по мотивам сказок поэта. Дети совместно с педагогами и родителями выучили стихи и подготовились к конкурсу чтецов.
В первые дни летнего лагеря ребята проводили творческие занятия под чтение сказок Александра Пушкина. Вместе с педагогом воскресной школы Ларисой Ивановной Масловой они читали «Сказку о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
— Как оказалось, многие дети знают слова наизусть, — отметили организаторы.
Для ребят после чтения книг была проведена игра по сказкам А.С. Пушкина, здесь каждый мог проявить свои способности, знания и великолепную память. Также прошел концерт-викторина, на котором дети читали стихотворения.
В воскресенье, 9 июня, состоялась беседа с настоятелем прихода иереем Павлом Старковым на тему: «Пушкин. Христианство в творчестве и жизни». В контексте христианства и православия отец Павел попытался разобраться, каким человеком был Александр Сергеевич.
– Всем известный факт, он умер впоследствии дуэли. Что важно, дуэль – это предмет гордости, близкие его отговаривали, но будучи человеком своего времени, жил по нормам и правилам, которые действовали в то время. Был ранен, и прежде, чем умереть, успел исповедоваться. Священник был очень удивлен, что Александр Пушкин глубоко раскаялся, — сказал отец Павел в ходе встречи. — Когда речь заходит о произведениях поэта, стихи и проза – это неразрывная часть души человека.
– Сегодня на беседе обсудили личность Александра Пушкина и его произведения. Отец Павел после анализа некоторых произведений подытожил, что писатель был осознанным и глубоким человеком, никак не мог быть поверхностным, если писал такие произведения, – рассказывает прихожанка храма Ирина Лузянина. – Было интересно и поучительно послушать слова батюшки о том, что в «Сказке о рыбаке и рыбке» главный герой, так любит свою жену, что способствует тому, чтобы она в своей бедности хоть какое-то время побаловалась в роскошествах, даруемых Золотой рыбкой. Старик осознает, что не может сам это дать, переживает за состояние жены, за многие годы понял, что его жена в чем-то как капризный ребенок, и проявляет терпение. И возможно, старик даже знает, чем эта история закончится. В разных произведениях отец Павел приоткрыл совершенно новые для меня смыслы.
В произведениях Пушкина вложено и вшито много наблюдений за трансформацией человека, изменения его внутреннего состояния. Тем самым мы видим переплетение исторических данных, философских вопросов становления человека, при этом поданных через рифму и легкий слог. Каждый персонаж – это отдельная личность, характер, четко переданный через слово.
Известен факт литературно переписки А.С. Пушкина и святителя Филарета, митрополита Московского. Александр Сергеевич в свои тяжелые годы написал стихотворение «Дар напрасный, дар случайный…», он искал ответа, тянулся к Богу и был услышан. В ответ на это стихотворение владыка Филарет берет перо и пишет «Не напрасно, не случайно…», протягивая тем самым «руку общения», отметили на приходе.
«Дар напрасный, дар случайный
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?
Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?..
Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум»
Ниже представлен ответ митрополита Филарета (Дроздова):
«Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога нам дана,
Не без воли Бога тайной
И на казнь осуждена.
Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал,
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.
Вспомнись мне, забвенный мною!
Просияй сквозь сумрак дум, –
И созиждется Тобою
Сердце чисто, светел ум»
Стихотворения, написанные поэтом в ответ митрополиту Филарету, используя церковный язык, не только выражает благодарность за внимание к его духовным и душевным терзаниям, но и показывает, что он не чуждое чадо для Церкви Христовой.
Текст: прихожанка храма Александра Мурашева.