В Неделю пятую по Пасхе, о самаряныне, 2 июня 2024 года, в слове проповеди по запричастном стихе иерей Константин Корепанов напомнил о читаемом в этот день отрывке из Евангелия – о беседе Иисуса Христа с Фотинией Самаряныней.
В этом отрывке говорится о том, что Иисус объявляет Себя Мессией и открывает глубокий смысл высокого и Божественного Своего учения, называя его «источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4, 14). На примере разговора с женщиной-самарянкой становится ясно, что Бог, желая вступить в диалог с нами, ждет от нас искренности.
По словам пастыря, самарянка задает Христу очень глубокие важные вопросы о том, как почитать истинного Бога.
– (…) Самаряне – это не иудеи, хотя и живут на той же земле. У них немного другие обычаи, они не считаются частью еврейского народа, но о Боге истинном знают, и о грядущем Мессии слышали. Поэтому, хотя она (женщина-самарянка – прим.ред.) и чуждая, с одной стороны, но понимает, о чем ей говорит Христос. Причем понимает гораздо больше и лучше, чем многие из иудеев.
Беседа вроде сначала вполне бытовая – об обычае того времени, о воде живой. Для женщины живая вода – это чистая ключевая вода, родник, что в тех жарких местах очень большая редкость, и которую очень трудно достать. И она, собственно, на колодец за водой и пришла.
Христос ей говорит о другой воде, которую Он пришел дать людям. И когда Он даст эту живую воду людям, они не будут жаждать никогда. И с этих непонятных слов начинается разговор более предметный, потому что Он предлагает позвать ей мужа, а она, не лукавя, честно говорит, что мужа у нее нет. Она живет с мужчиной, но он ей не муж. Потому что он вообще-то у нее пятый. И она понимает, не пытается каким-то образом слукавить, честно признается: да, не муж, и она не оправдывается. И в этом случае она гораздо лучше неких иудеев и христиан, которые всегда хотят оправдать свои страсти, оправдать свои немощи, не признавая за основу жизни суждение закона Божиего. И вот с этого неоправдательного признания начинается с женщиной серьезный разговор.
Она говорит: «Я вижу, что Ты – Пророк». И вопрос ставит очень глубокий и серьезный: «(…) Как нужно поклоняться Богу? Если есть истинный Бог», – а она в этом не сомневается, – «и Ты – Его Пророк, тогда скажи мне, где мне поклоняться Богу, как я должна чтить истинного Бога?»
О чем еще спрашивать у Пророка? О том, когда умру? Сколько будет детей, как они будут жить? Мы бы так и спросили, но она гораздо лучше нас, и совершенно не случайно встанет потом мученически за Христа. И дети ее будут исповедниками и мучениками за Христа.
Она спрашивает у Пророка то, что и нужно спрашивать у Пророка: «Как мне служить моему Богу? Как мне Ему поклоняться, как исполнить Его волю?» И Он ей говорит: «Да, иудеи кланяются там, в Иерусалиме, вы кланяетесь на другом месте, но поскольку Бог есть Дух, истинные поклонники поклоняются Богу в духе Истины. Именно этот самый Дух, эту самую живую воду Я и принес людям». И она побежала сказать об этом своим односельчанам. И они пришли, поверив слову женщины, и уверовали во Христа, и засвидетельствовали свою веру во Христа, хоть и принадлежали непосредственно иудейскому народу.
И нам важны, в первую очередь, именно эти слова Христа. Сердцевина беседы долгой – это свидетельство Христа о том, что Бог есть Дух, потому поклониться Ему можно только в Духе и в Истине. Не телом, не религиозно, не обрядами и обычаями, а подлинные поклонники поклоняются Богу в Духе.
Как же поклониться Богу в Духе? Как это сделать? Где взять этот самый Дух? – думает каждый человек. Но в том и состоит новизна Нового Завета, что Бог дал этот Дух людям. Уже дал. Он не требует невозможного. И христианство начинается для каждого человека тогда, когда он принимает решение во имя Отца, Сына и Святаго Духа. И сочетается в купели со Христом, и получает знак этого сочетания и принадлежности ко Христу, и получает Благодать Святого Духа. Нет христианина без дара Святого Духа. (…)
Надо только послушаться Его (Святого Духа, прим.ред.). Послушаться Того, кто мне дан. Он дан для того, чтобы руководить моей жизнью, чтобы животворить мою жизнь, чтобы сделать меня способным поклоняться в Духе и Истины. И каждый должен осознать в себе этот Источник воды живой, данной ему в крещении, и соотнести со Святым Духом, исполняя его волю.
Для каждого, конечно, кажется это чем-то невообразимым – Святым Духом жили великие святые люди. Нет, Святым Духом живут все, рожденные от Бога в купели крещения, только либо борются с ним, спорят, не слушаются Его, тем самым разрушая свой собственный корень жизни, либо стараются услышать его голос, послушаться его, чтобы основать свою жизнь на прочном фундаменте непоколебимого Божественного Духа.Конечно, лучше всего, быть может, полнее всего или ярче, это служение Богу в Духе опознается в подлинной молитве. И об этом написано немало книг святыми отцами, разными, и сирийскими, византийскими, и египетскими, и русскими, в том числе преподобным Серафимом Саровским. Написано много о том, как молиться Богу в Духе и Истине.
Но не только молитвой в Духе можно служить Богу. Не все умеют молиться, и не все обретают этот источник молитвы. И много среди спасающихся людей и святых и тех, кто не умели молиться так, как умели молиться святые отцы. Но не это главное. Главное, чтобы уверовать и познать, что жизнь моя созидается на Господе Иисусе Христе, что Его слово и вера в Него – есть непоколебимый фундамент моей жизни, Его волю я должен исполнять. Если я со Христом и во Христе, если Христос – мой Бог, то главные мои задачи – исполнить Его волю.
Если Его воля, и Он даст мне молитву, я молюсь. Если Его воля идти и служить делами милосердия, должен идти и служить. Если Его воля – чистить, мыть, убирать, служить каким-то другим образом, я должен исполнять Его волю. Если Его воля – защищать свою Родину или людей, или делать нужные для Его народа открытия, или принимать управленческие решения, но не потому, что я так хочу, а потому, что мне Бог так повелел делать. Ибо каждый создается во Христе на то дело, которое Бог определил Ему исполнять.
Важнейшая задача каждого человека – это определить: «Господи, что Ты хочешь, чтобы я сделал? Где то место, на котором я должен тебе служить? Где то дело, которое я должен Тебе исполнить?». Именно об этом деле и скажут о нас в день Суда.
Есть в Священном Писании, в Евангелии от Матфея такой отрывок – Нагорная проповедь. Заканчивается она страшными в общем-то словами: «Многие придут в тот день, и скажут: “Господи, не Твоим ли именем мы пророчествовали? Не Твоим ли именем мы бесов изгоняли? Не Твоим ли именем многие чудеса творили?” И услышим: “Отойдите от Меня, проклятые, Я никогда не знал вас. Ибо не всякий говорящий мне: Господи, Господи, войдет в дом Отца моего, а только тот, кто творит волю Его”».
И эта благодать Святаго Духа, данная нам во крещении, уже живет в нас и наставляет нас, подсказывает, управляет жизнь нашу к тому, чтобы мы познали волю Божию, познали то, что мы должны сделать по воле Божией ради народа Божиего и исполнить Его волю. Каждый может это сделать, ибо как говорит Писание: «Бог недалек от сердец наших». Надо волю Божью познать и исполнить, и осуществить, и тогда каждый, осуществивший Его волю, войдет в Радость Господа своего.